Секвестр федерального и региональных бюджетов вынуждает ответственных за реализацию проектов "Умный город" изыскивать альтернативные источники финансирования. Только с помощью концессий и государственно-частного партнерства игрокам этого рынка удалось привлечь более 50 млрд руб. за три года.
© ComNews
06.03.2023

На X Федеральном форуме по цифровизации городской среды Smart City&Region целая секция была посвящена поиску оптимальных источников финансирования проектов умного города и их отдельных элементов. По мнению участников дискуссии, задача привлечения финансирования на реализацию проектов в условиях секвестра бюджетов всех уровней является непростой, тем более что многие из проектов социально ориентированы и не предполагают возврата инвестиций в принципе. Тем не менее сложились практики финансирования проектов из разных источников.

Генеральный директор "AT Consulting Восток" Владимир Высоцкий призвал при нехватке бюджетного финансирования "включать мозги". Он напомнил, что муниципальный бюджет складывается из нескольких составных частей - дотаций, субсидий и трансферов, местных налогов (как правило, на имущество), а также разного рода возмещений и компенсаций. Средства оттуда напрямую часто взять сложно. Однако использование комплексного подхода с явным экономическим эффектом ситуацию меняет кардинально. Он привел пример внедрения информационной системы "Зеленый фонд", направленной на упорядочивание компенсаций за вырубки деревьев и кустарников в ходе строительных работ. К тому же ее внедрение позволило бы улучшить показатели эффективности по реализации национальных проектов. Также повышаются показатели и других индексов, в том числе IQ городов.

Руководитель Центра информационного развития Пермского Края Евгений Катаев назвал среди источников финансирования также энергосервисные контракты и частные инвестиции. Однако, по его оценке, в Пермском крае уже решено 90% задач, которые закрывались бы в рамках энергосервисных контрактов. Привлекать частные инвестиции сложно, но все же вполне реально. В частности, именно за счет них во многом был профинансирован проект в городе Лысьва. Также ряд проектов, среди которых "Чусовские атланты", "Соленая верста" и "Солнечная мечта", выполнены на федеральные средства. Затраты на каждый из данных проектов составили от 70 млн до 75 млн руб.

Управляющий директор по юридическому сопровождению проектов Национального центра государственно-частного партнерства Анна Батуева рассказала о практике государственно-частного партнерства (ГЧП) в ходе реализации проектов умного города. В России соответствующая практика уже сложилась: всего реализовано 53 проекта в сфере ИТ, финансирование которых составило 50 млрд руб. Среди таких проектов - умные парковки в ряде российских городов, а также сервис "Дневник.РУ". При этом среди проектов ГЧП, как подчеркнула Анна Батуева, есть и такие, которые не приносят прибыль. Однако это обстоятельство не является препятствием: их финансирование является своего рода платой за вход в проекты, которые уже приносят прибыль. Обратная сторона - долгие сроки согласования договоров в области ГЧП, которые могут достигать года и более. Полный объем документации обычно превышает 200 страниц.

Партнер практики в области интеллектуальной собственности, информационных технологий и телекоммуникаций ООО "Некстонс СТП" Георгий Пчелинцев напомнил, что в конце 2022 г. устранены серьезные препятствия, которые мешали использованию ГЧП в ходе проектов в области цифровизации. В итоге с 2019 г. таких проектов было всего четыре. По оценке Георгия Пчелинцева, ГЧП является удобным инструментом для работы над длительными и дорогими (400 млн руб. и более) проектами. Преимуществом тут является то, что финансирование на основе ГЧП не привязано к трехлетнему бюджетному циклу.

Руководитель сервиса "Городские запросы" ГБУ "Агентство инноваций Москвы" Мария Озернова поделилась уникальным опытом грантового финансирования проектов по цифровизации городских учреждений. Сервис "Городские запросы" подбирает продукты, необходимые для решения городской задачи, и уже на пилотной фазе внедрения разработчик получает грантовое финансирование. По такой схеме реализовано более 100 проектов.

Директор АНО "Центр компетенций Умный город" Адель Славутин назвал необходимым условием для успеха любого проекта по цифровизации вовлеченность первого лица, будь то глава региона или муниципального образования. Тем более что реализация программ цифровизации входит в перечень показателей (KPI), по которым оценивается работа губернаторов и глав администрации. Если этого достичь удалось, то удастся найти финансирование, в том числе из внебюджетных источников.

Однако на практике все выглядит не так радужно. К примеру, на III Форуме "Умный город. Новые вызовы", который прошел в июле 2022 г. в Мурманске, представитель одной из областей рассказал ComNews, что на убеждение глав муниципальных образований ушло два года.

https://www.comnews.ru/content/221228/2022-07-18/2022-w29/goroda-poumneli-regionami

Заместитель председателя правительства Пермского Края Алексей Черников обратил внимание, что для глав малых городов необходимость цифровизации действительно не вполне очевидна. Хотя в том же Пермском крае начинают появляться положительные примеры - например, в городе Чайковском, где появились умные остановки и умные пешеходные переходы. Эти проекты не потребовали больших затрат, но стали прорывом. Тем более что побочным эффектом стало появление в городе современной мобильной связи и широкополосного доступа в интернет. Немаловажно, как подчеркнул Алексей Черников, и то, что проекты реализуются региональными ИТ-компаниями.

Новости из связанных рубрик