Wildberries, Ozon и "Яндекс Маркет" объединились против общего врага
Пресс-служба Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) сообщила, что на ее площадке Wildberries, Ozon и "Яндекс Маркет", в рамках саморегулирования отрасли, реализовали решение, позволяющее обмениваться информацией о продавцах контрафактной продукции. По словам представителей ассоциации, данное решение позволит предотвратить возможные случаи продаж нелегальных товаров и сократит их распространение в российском интернет-сегменте.
"Российские онлайн-платформы договорились о совместном ведении единой цифровой информационной системы (ИС) по борьбе с контрафактной продукцией. Туда вносятся данные о случаях размещения контрафакта, информация о продавце таких товаров, а также сведения из документов, подтверждающих нарушение. Подключиться к работе ИС смогут все желающие интернет-ретейлеры", - сообщила пресс-служба АКИТ.
По словам, представителей ассоциации, маркетплейс, который выявляет контрафакт самостоятельно, после обращения правообладателя, потребителя или госорганов, - блокирует такие предложения на своем ресурсе, а информация об этом выгружается в ИС для проверки наличия таких предложений и таких продавцов на остальных площадках, чтобы они могли проявить должную осмотрительность и, при совпадении данных, запросить у продавца документы, при их отсутствии или недостоверности - заблокировать предложение. "Полный доступ к единой информационной системе будет предоставлен по запросу государственным органам для проведения контрольно-надзорных мероприятий", - уточнили представители АКИТ.
Пресс-служба ФАС России сообщила, что ведомство поддерживает активную позицию маркетплейсов в борьбе с контрафактной продукцией, реализуемой на их ресурсах. "При этом взаимодействие в этой сфере не должно приводить к нарушению прав иных участников рынка, в том числе добросовестных производителей, а также к нарушению законодательства", - сказали представители ФАС.
Президент АКИТ Артем Соколов отметил, что онлайн-площадки осуществляют беспрецедентную работу с помощью своих внутренних инструментов по модерации ассортимента, благодаря этой работе контрафакт составляет 0,1% от общего количества товаров. "Однако он есть, и это наносит удар по репутации интернет-торговли. На мой взгляд, налаживание механизмов параллельного импорта, то есть ввоза оригинальных товаров законным способом вместе, с ИС станут надежным инструментом по борьбе с продавцами, обходящими законодательство Российской Федерации, и выдавят с рынка подобную продукцию", - считает он.
Пресс-служба Wildberries отметила, что совместная информационная система - это эффективное решение, которое позволит защитить покупателей от противозаконной активности и предупредить риск повторного появления контрафакта на разных площадках. "При этом основной задачей для государства и общества является налаживание ввоза товаров параллельного импорта. Эта работа ведется бизнесом по нескольким направлениям вместе с Минпромторгом России, Минэкономразвития России, Росаккредитацией и ФТС России", - сообщили представители Wildberries.
Управляющий директор Ozon Сергей Беляков считает, что обмен информацией между российскими маркетплейсами поможет эффективнее бороться с распространением контрафакта и повысит доверие покупателей к площадкам. "На Ozon представлено более 100 млн товарных позиций, с таким широким ассортиментом контроль качества выходит на первый план. Чтобы предотвратить продажу контрафакта, копий и реплики, у Ozon выстроена многоступенчатая система проверки с использованием машинных алгоритмов и ручным контролем подозрительных товаров. Критические по безопасности категории, а также бренды, которые пользуются высоким спросом, допускаются к продаже только после предоставления продавцом всех документов", - рассказал он.
Пресс-служба "Яндекс Маркета" сообщила, что компании важно, чтобы отечественные производители и продавцы товаров, ввезенных по параллельному импорту, смогли справедливо конкурировать на платформе и в целом на рынке, чтобы их права больше не ущемляли поставщики контрафактной продукции. "Яндекс Маркет" и раньше активно боролся с контрафактными товарами. Благодаря системе мы сможем быстрее обмениваться информацией с другими площадками, что позволит повысить эффективность выявления контрафакта, избавит наших продавцов от недобросовестной конкуренции и укрепит доверие покупателей", - заявили в пресс-службе компании.
Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов отмечает, что оценить размер ущерба в денежном выражении невозможно, так как большинство граждан осознанно покупают контрафактную продукцию (реплики, копии, китайские аналоги и т.п.), пытаясь сэкономить, поэтому ущербом для маркетплейсов это не назовешь. "Возьмем для примера показатель общей выручки компании Ozon за I квартал 2022 г., она составила 63,6 млрд руб., а 0,1% от этого числа составит 63,6 млн руб. И это только за один квартал у одного из маркетплейсов, значит, годовой ущерб действительно может составлять миллиарды рублей", - предполагает аналитик.
По его мнению, полностью решить проблему с "серыми" поставками не удастся, но у продавцов контрафакта будет сильно ограничен круг реализации продукции без крупнейших маркетплейсов в стране. "Даже при наличии такой информационной системы на маркетплейсах все равно будет "всплывать" контрафакт, пока на него не поступит жалоба и он не будет заблокирован. Частично проблема будет решена только на маркетплейсах, которые подключатся к данной информационной системе", - говорит Владимир Чернов.
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын отмечает, что за действия продавца, продающего контрафакт, отвечает он сам, а не маркетплейс, поэтому прямого ущерба вроде бы нет, но бренду маркетплейса наносится урон и есть риск, что законодатели изменят правила игры. "Постепенно у общества и у государства складывается мнение, что контролировать подлинность товаров может маркетплейс, поскольку он обеспечивает продавца покупателями. Оценки очень отличаются. С одной стороны, есть мнение, что объем поддельных брендов в сегментах FMCG (одежды, парфюмерии, косметики) превосходит объем продаж подлинных товаров и составляет сотни миллиардов рублей. Но маркетплейсы и ассоциации онлайн-торговли возражают, что речь идёт лишь об 0,1% товарных позиций. Соответственно, маркетплейсы стараются сохранить существующее положение дел и не привлекать внимания законодателей", - говорит аналитик.