Проект закона о цифровой валюте ждет вердикта
С 1 января 2021 г. в России вступил в силу ФЗ №259 о цифровой валюте, также известный как закон о ЦФА. Документ определил понятие "цифровая валюта", запретил ей расплачиваться и рекламировать такую возможность.
Согласно закону, цифровая валюта - это "совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных".
В июле 2022 г. Госдума приняла закон, который вводит прямой запрет на передачу или прием цифровых финансовых активов (ЦФА) и утилитарных цифровых прав (УЦП) в качестве средства платежа.
18 февраля 2022 г. Минфин РФ направил в правительство РФ проект закона "О цифровой валюте". В мае Минфин доработал проект федерального закона "О цифровой валюте" с учетом позиций ведомств и снова направил его в правительство. Согласно документу, использование цифровых валют в качестве средства платежа на территории РФ будет по-прежнему запрещено. В рамках предлагаемого регулирования цифровые валюты рассматриваются исключительно в качестве инструмента для инвестиций. "Законопроект, направленный на регулирование и оборот криптовалют, внесен Минфином России в правительство РФ в мае текущего года. Сейчас он проходит обсуждение, дальнейшая работа по нему будет проходить на площадке правительства РФ", - сообщил ComNews представитель пресс-службы Минфина России.
В настоящее время в правительстве идет активная работа по согласованию позиций относительно данного документа. В Минфине ComNews сказали, что правительство пока не дало никакого отзыва по документу. Законодатели надеются прийти к тексту, который больше всего будет готов к публичному обсуждению. По данным источника, в правительстве есть диаметрально противоположные позиции относительно легализации цифровой валюты. Пока в законопроект "О цифровой валюте" вносятся правки.
Активное обсуждение регулирования криптовалют и их обращения на территории России идет с прошлого года. Проект Минфина предлагает создать специальный реестр криптобирж и криптообменников (операторов), которые могут осуществлять деятельность, связанную с организацией оборота цифровых валют. В одной из последних версий также появилась оговорка, что юрлицам и ИП могут разрешить использовать криптовалюту в качестве средства оплаты внешнеторговой деятельности. Но использовать криптовалюты как средство платежа на территории России будет запрещено - только операции с покупкой и продажей в виде инвестиции через российские банки и только для клиентов, которые прошли идентификацию.
Позиция Банка России относительно легализации криптовалют категорична: он выступает против функционирования этого рынка. По мнению регулятора, распространение криптовалют несет угрозы для благосостояния граждан, финансовой стабильности и риски, связанные с нелегальной деятельностью. "Единственным законным платежным средством в России является российский рубль. Банк России рассматривает цифровой рубль как предпочтительную альтернативу частным стейблкоинам, сочетающую все преимущества цифрового средства платежа и надежность полноценной валюты", - сообщила пресс-служба ЦБ корреспонденту ComNews.
Владелец бизнес-школы Katkov.School, член Ассоциации юристов России Павел Катков пояснил, что перспективы законопроекта сильно зависят от того, кто его вносит. "Минфин не будет открыто бороться с ЦБ и поэтому обратился к правительству. Если законопроект внесет кабмин, у него будет больше веса и шансов для успешного принятия Госдумой и одобрения Советом Федерации. Однако кабинет министров должен будет учесть мнение Центрального банка. Вместе с тем формально депутаты ориентируются именно на отзыв правительства - так гласит регламент Думы. Соответственно, перспективы законопроекта сильно зависят от того, кто вносит и каков отзыв правительства. Оценивать текущий законопроект рано - это можно будет делать только по результатам его практического применения. Пусть его примут, применят, возникнут первые проблемы и споры, и тогда посмотрим", - сказал он.
По мнению Ивана Чебескова, директора департамента финансовой политики Минфина, регулирование в этой отрасли необходимо. Сегодня регулирование криптоотрасли в России находится на начальном уровне развития - пока стороны смогли договориться лишь о регулировании майнинга. "Мы надеемся, что у нас получится выработать подходы с ЦБ РФ и другими участниками финансового рынка. Пока рано говорить об инфраструктуре - бирже или обменнике. Мы предполагаем, что будут созданы компании, которые займутся проведением операций с криптоактивами. Лучшая модель для их функционирования - на основе государственно-частного партнерства", - уточнил Иван Чебесков.
Вице-президент РАКИБ по регулированию рынка Валерий Петров подчеркнул, что при анализе законопроекта нельзя путать цифровые валюты с криптоактивами. "Криптоактивы, которые определены в законодательстве разных стран, могут быть отличными от цифровой валюты, а поэтому и модели, по которым компании работают с криптоактивами, могут существенно отличаться. Цифровые финансовые активы, которые в России появляются в соответствии с ФЗ №259, являются иной сущностью, в отличие от цифровых валют, и регулируются по-другому. Поэтому говорить, что данный закон будет регулировать уже существующие криптоактивы, такие как биткоин, пока невозможно, - комментирует он. - Текущий вариант законопроекта достаточно консервативный, и это понятно, учитывая существенные изменения, произошедшие в экономике и финансах страны после 24 февраля. И учитывая негативные изменения, которые происходят с основными мировыми валютами из-за финансового кризиса, который затронет все страны. В таких условиях регулирование дополнительных финансовых сущностей должно быть осторожным, чтобы они не создали конкурентные суррогаты рублю. В первую очередь речь о порядке проведения сделок с цифровой валютой. Они предполагаются только у операторов цифровой валюты путем зачисления или списания денежных средств с/на банковские счета, открытые в кредитной организации. Это означает, что не будет никакой обезличенности операций и все они будут контролироваться ЦБ", - прокомментировал Валерий Петров.
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын интерпретирует законопроект "О цифровой валюте" как способ легализовать ограниченное применение цифровых валют: "Покупать их можно будет только у операторов и продавать только им. То есть эти операторы будут работать по аналогии с биржами. Платить зарплату в этих цифровых валютах нельзя, платить за услуги нельзя, принимать в магазинах нельзя. Но уполномоченные компании могут их использовать во внешнеторговой деятельности. По-видимому, существует сценарий, по которому несколько стран, например Китай, Венесуэла и Россия, выпускают такие цифровые валюты и совершают при их помощи внешнеторговые операции. Внешняя торговля будет определять взаимные курсы таких валют, и могут появиться инвесторы, желающие на этом заработать, - рассказал аналитик. - Проект закона подразумевает создание компаний, у которых можно покупать и которым можно продать цифровую валюту. Это аналоги криптобирж. Физлица и корпорации не смогут использовать цифровые активы для прямого обмена друг с другом. Поэтому в этом сценарии без таких компаний не обойтись. Они, скорее всего, будут частными, как и обычные брокеры".
Генеральный директор компании "Системы распределенного реестра" (оператор блокчейн-платформы "Мастерчейн") Игорь Кузьмичев считает, что регулирование на территории России необходимо, так как иначе цифровая валюта может стать средством совершения противозаконных действий для легализации доходов, полученных преступным путем, или для финансирования терроризма. "При этом законопроект, помимо большого числа юридических противоречий с действующим законодательством, не содержит описания механизмов эффективной правовой защиты владельцев цифровых валют – ограничение для "непрофессиональных приобретателей цифровой валюты" в 600 тыс. руб. в год, тестирование покупателей операторами, стандартное уведомление о рисках – это копия мер из классического рынка ценных бумаг, которых недостаточно в отношении активов, в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед владельцем таких активов", - пояснил он.