Дмитрий Самоходкин, управляющий партнер "Самолет Технологии"
Дмитрий
Самоходкин

управляющий партнер "Самолет Технологии"
© ComNews
17.04.2025

Группа "Самолет" первой среди строительных компаний начала системно заниматься цифровизацией, а в 2020 году создала цифровую платформу "Самолет 10D" (ООО "Диджитал Девелопмент") и по сей день контролирует 100% ее уставного капитала. Год назад "Самолет Технологии" (ИТ бизнес-юнит группы "Самолет") возглавил Дмитрий Самоходкин. В интервью главному редактору портала ComNews Леониду Конику он рассказал о результатах первого года работы, способах преодоления сложностей при коммерциализации внутрикорпоративных разработок, планах выхода на фондовый рынок и взглядах частных компаний на импортозамещение в ИТ.

Какие цели закладывала группа компаний "Самолет" при создании в декабре 2020 года ООО "Диджитал Девелопмент" ("Самолет 10D")?

"Самолет" осознал необходимость цифровизации стройки, увидел отсутствие ПО необходимого класса на рынке и занялся самостоятельной разработкой. Компания решала большую задачу - перестать управлять стройкой вслепую. Строительство - это значимая доля ВВП, триллионы рублей ежегодных расходов, миллионы занятых людей. Но и по сей день для управления стройками в России используются Excel и мобильный телефон с мессенджерами или электронной почтой. На фоне масштабирования бизнеса "Самолета" стало понятно, что управлять процессами строительства по-старому уже невозможно.

Главным ответом на этот вызов стало создание платформы "Самолет 10D", которая позволяет делать стройку управляемой, прогнозируемой и помогает правильно выстраивать все процессы. Деятельность "Самолет Технологии" не ограничивается только развитием платформы - компания создает и другие цифровые продукты, пока для внутреннего использования, а также занимается внедрением сторонних вендорских решений в ИТ-ландшафт группы компаний.

Сохраняется ли поставленная цель пять лет спустя?

В целом да, глобально она не меняется, но трансформируется. Мы перешли на следующий этап. В части платформы 10D мы выстроили полноценный бизнес - со своей стратегией, клиентами и стабильным денежным потоком. Что касается работы с внутренними продуктами, то тут операционные цели меняются, потому что меняется ситуация и появляются новые вызовы. Если четыре года назад нужно было управлять качеством строительства, то задачи сегодняшнего дня - управление финансами и ликвидностью на фоне сложной ситуации на рынке.

Не связано ли то, что юрлицо не получило название "Самолет Технологии", с мыслями о возможной продаже компании в будущем?

Вопрос о продаже компании никогда не возникал, есть другая цель: сделать так, чтобы выстроенные и оцифрованные процессы стали стандартом в строительной отрасли. А "Диджитал Девелопмент" просто означает цифровое строительство - такое название точно передает изначальную задачу: перевести стройку из хаоса в понятный цифровой процесс.

Вы были назначены генеральным директором "Самолет Технологий" 12 апреля 2024 года. С чем было связано это кадровое изменение? Что вы считаете главным достижением на этом посту за первый год работы?

Бизнес "Самолет Технологий" поступательно развивается и в какой-то момент вышел на новый уровень - платформа "Самолет 10D" превратилась в серьезный цифровой актив. Кроме того, нужны были очень быстрые, четкие ответы на вызовы, с которыми столкнулся строительный бизнес в 2024 году: отмена льготных ипотечных программ, повышение ключевой ставки и т.д. Эти изменения затронули, безусловно, и ИТ. Нужно было очень быстро пересобирать продуктовый портфель, переориентировать команду - одним словом, требовался новый сетап, к которому мы и пришли.

Если раньше мы могли себе позволить экспериментировать, скажем, с дронами, то в прошлом году стало понятно: нужно сфокусироваться на самом важном, а все лишнее, не решающее актуальных задач, свернуть. По сути, это был жесткий кризис-менеджмент. Еще одним результатом работы стал запуск новых цифровых сервисов, среди которых - управление финансированием, управление договорами, EСM (управление корпоративной информацией), среда общих данных. Эти инструменты позволили быстро создавать вероятностные сценарии: условно говоря - как скажется на выручке и иных показателях задержка в строительных работах на определенный срок.

И третий важный результат - масштабирование внешних продаж. Мы начали работу по коммерциализации внутренних разработок в прошлом году, а сейчас у нас уже десятки сторонних клиентов, которые активно используют решения "Самолет 10D".

Еще в 2022 году вы возглавили подразделение по цифровизации управления строительством группы "Самолет" - "Самолет 10D". Что привело вас на эту позицию из SberDevices, где вы являлись директором по продукту ("Виртуальные ассистенты" и "Салют")?

В SberDevices я делал виртуальных ассистентов, в том числе умные устройства для дома - так я и познакомился со строительством. Я увидел, как работает стройка - насколько там хаотично выстроены процессы, как много ручного неэффективного труда… У меня возникли два вопроса: почему все так сложно и почему никто это не пытается изменить? В платформе 10D я увидел возможность поменять целую индустрию, сделать ее престижной, правильной и более выверенной. Девелопмент, несмотря на масштабы отрасли, сильно отстает по уровню цифровой зрелости от многих других отраслей, и миссия 10D - закрыть этот пробел, обеспечить возможность системно управлять процессами в строительстве.

Кто является отцом-основателем платформы 10D?

Это результат работы всей команды. Когда было принято решение идти в цифровую трансформацию, "Самолет" сразу сфокусировался на цифровизации основного бизнеса. Было понятно, что автоматизация одного-двух процессов девелопмента не позволит кардинально увеличить эффективность работы, нужна была цифровизация всего цикла от начала и до конца. На момент, когда я пришел в компанию, было сформировано четкое понимание, чем платформа 10D в итоге должна стать, были сделаны несколько модулей, не все из них, однако, масштабированы внутри "Самолета". Поэтому мы с командой прошли все этапы: от создания законченной платформы и внедрения внутри "Самолета" до вывода 10D на коммерческий рынок.

Многие компании в различных отраслях создают цифровые продукты для того, чтобы отличаться от конкурентов. Но если продукт позволяет отстраиваться от конкурентов, то надо держать его крепко у груди и ни в коем случае не давать конкуренту. Как вы решили эту дилемму и что привело к идее коммерциализации платформы 10D?

Для нас это не дилемма. Технологии дают только 20% успеха и конкурентного преимущества. Если вы не меняете культуру команды и не перестраиваете процессы, если у вас данные не точны и не являются основой для принятия решений, то даже самые лучшие цифровые инструменты не помогут.

Для "Самолета" вывод продукта на рынок - это последовательный процесс. Мы сначала внедряем новое решение внутри, и только если понимаем, что оно решает не только нашу локальную задачу, а общую проблему отрасли и, более того, на рынке существует четкий запрос на него, то мы начинаем адаптацию продукта для сторонних заказчиков. Таким образом, все наши решения проверены на практике, протестированы на больших объемах. Но хочу отметить, что внутренняя и внешняя версии - это не идентичные продукты: перед тем как вывести в мир inhouse-разработку, мы проводим большую подготовительную работу.

Было бы большим заблуждением с нашей стороны думать, что все процессы у всех компаний одинаковые и наш продукт - единственно правильный выбор. Это тупиковый путь для вендора. Но есть ключевые подходы: за какими метриками нужно следить, в каких точках нужно принимать решения, какие бизнес-процессы есть в отрасли... Мы даем общие настройки - бизнес-процессов, ролей и т.д.

Мы поняли еще одну важную деталь: оказывается, когда ты продаешь вовне, у тебя повышаются стандарты качества - решений, команды, сроков. И это позволило улучшить наши продукты и пользовательский опыт внутри группы "Самолет".

Предлагаете ли вы на открытом рынке другие разработки, помимо платформы 10D?

10D - ключевой актив для группы, который синхронизируется с основным бизнесом. Другие решения мы пока рынку не предлагаем. Хотя мы провели пилот с внутренним продуктом в сфере HRTech и получили хорошие отклики - но видим в его выводе, скорее, расфокусировку. HR-процессы - не наши основные компетенции и знания.

Есть еще какие-то аргументы для коммерциализации внутрикорпоративных разработок, кроме повышения внутренних стандартов качества? Другие кэптивные ИТ-компании видят в коммерциализации inhouse-разработок возможность увеличить базу внедрения и, как следствие, быстрее выявить все недочеты в продукте, кто-то хочет обнулить затраты на разработку, а некоторые хотят таким образом нарастить выручку или захеджировать риски сокращения объема заказов от материнской структуры…

Для нас это совмещение прагматичного подхода и большой миссии. Большая миссия - это поменять то, как устроена стройка в широком понимании. Речь не только о девелопменте: мы продаем 10D и в промышленность, и в коммерческое строительство. Задачи везде одинаковые. Мы верим, что работа ИТ-"дочки" принесет дивиденды для материнской компании в долгосрочной перспективе. Уровень цифровизации бизнеса существенно влияет на его привлекательность в глазах инвесторов, партнеров, персонала… Можно провести аналогию с банковским сектором. Лет 10 назад это был очень непривлекательный рынок для сотрудников, но сейчас выпускники лучших технических и экономических вузов хотят идти в банки. А в девелопмент не очень хотят. Мы верим, что благодаря нашим усилиям в создании цифровой стройки сможем нарастить престиж отрасли.

Но есть и прагматичный финансовый подход. "Самолет 10D" планирует выход на pre-IPO и IPO, что позволит привлечь средства на первичном размещении. И речь здесь не про желание банально окупить расходы: если смотреть на финансовую модель, то мы уже вышли на уровень самоокупаемости, для нас это означает выход бизнеса на качественно новый уровень.

Можете ли вы назвать плановый месяц или сезон pre-IPO?

Пока мы конкретные даты не анонсируем. Думаю, это произойдет в горизонте трех лет. Сейчас рассматриваются разные сценарии: это может быть pre-IPO, а затем IPO, или мы можем сначала создать совместное предприятие со стратегическим инвестором, а потом вывести его на IPO.

Нас вдохновляет успех родственной компании "Самолет Плюс" (proptech-компания, оказывающая услуги в сфере недвижимости, включая помощь в поиске, покупке, продаже, аренде, ремонте, дизайне интерьера - прим. ComNews), которая в июле 2024 года в ходе pre-IPO на инвестиционной платформе Zorko привлекла 825 млн рублей, доведя капитализацию до 21,2 млрд рублей.

Могли бы вы назвать внешних клиентов, которые уже купили платформу 10D?

Мы не можем перечислить все компании из-за NDA, но количество клиентов уже превысило 20 строительных холдингов, особо отмечу - никак не аффилированных с группой "Самолет". Мы считаем именно холдинги, а не юрлица в силу специфики бизнеса. Девелоперы согласно требованиям закона создают отдельную компанию под каждый проект. Например, в группе "Самолет" 70 юрлиц-застройщиков, но считать их за 70 клиентов будет неким читерством. При этом количество внешних пользователей платформы "Самолет 10D" превышает 15 тысяч человек. Наша цель на 2025 год - довести количество внешних клиентов минимум до ста.

Эти 20+ холдингов - сплошь девелоперы?

Это и девелоперы, и компании, которые возводят промышленные объекты. Например, среди наших клиентов компания "Стройцентр Иркутск", которая приобрела платформу 10D еще в прошлом году. Из новых имен - "Тюменьинвестстрой" (ГК "ТИС"), "Инвестиционная строительная компания "ЭНКО" (также Тюмень), ФСК, "Фрейм" и др. Из промышленных заказчиков можно назвать ПАО "ИНАРКТИКА", которое строит завод в Мурманске и использует для этого наш софт.

Как вы предоставляете внешним заказчикам доступ к платформе "Самолет 10D": и в облаке, и on-premises?

У нас исключительно облачный продукт - в формате on-premise мы его пока не предлагаем. Это связано с нашими операционными и стратегическими целями: продукт on-premise может давать хорошие деньги в моменте, но будет замедлять масштабирование. Мы сфокусированы на росте количества клиентов - это наша ключевая цель. А вторая цель - увеличение объема выручки как следствие величины клиентской базы.

В облаках каких провайдеров "живет" платформа "Самолет 10D"?

Мы используем распределенную модель, прибегая к услугам "Яндекс Облака", "Селектела", чуть-чуть Cloud.ru.

Вы уже сказали, что едва ли есть две компании со схожими процессами и информационными системами, а в новейшей российской истории - даже с одинаковыми операционными системами. Насколько приходится затачивать продукт под каждого клиента и насколько это затрудняет продажи?

Основной сложностью на пути коммерциализации внутренних разработок является даже не продукт, а ДНК команды. Мышление ИТ-отдела in-house-разработки не позволит большому коммерческому успеху в принципе случится. Мешает все: отсутствие ориентации на клиентов, жесткости соблюдения дедлайнов, скорости и качества работы... И это было первым барьером, который мы преодолевали, перестраивая менталитет.

Второе большое затруднение, с которым мы столкнулись, - гибкость продукта. Мы не можем позволить себе делать глубокие кастомизации под каждого клиента, потому что это будет сдерживать рост компании. Наша задача - сделать такой софт, который максимально будет учитывать все запросы. Это должны быть гибкие настройки - ролевой модели, маршрутов согласований - тех параметров, которые чаще всего и требуют персонализации. Наше убеждение: это не может стоить сотни миллионов рублей, а должно решаться на уровне настройки в панели управления.

Третья сложность - выбор бизнес-модели: дорогой on-premise или SaaS. Мы много экспериментировали в 2024 году и вывели бизнес-модель: какие средние чеки у нас должны быть, кто наши целевые клиенты, как их привлекать. Это этап поиска стратегии выхода на рынок (go-to-market), который необходимо преодолеть. Поначалу мы пытались, как SAP, продавать всю платформу целиком за большие деньги и с большой кастомизацией, но убедились, что нам такой вариант не подходит: большие циклы сделки, сложные внедрения - все это мешает быстрому росту. В итоге мы остановились на вертикальном SaaS-решении, которое глубоко погружено в процессы стройки, имеет высокую гибкость настроек и модульную архитектуру. С одной стороны, наша платформа покрывает весь цикл строительства, а с другой - он разделен на пять ключевых процессов. Но каждое такое решение (управление качеством, управление безопасностью, закупки и т.д.) в свою очередь состоит из отдельных модулей. Это позволяет гибко подходить к клиентам: кто-то может добавить один наш модуль к решениям, которыми уже располагает, а кому-то ценно отсутствие сложных процессов интеграции.

Как устроена бизнес-модель платформы 10D? Что вы тарифицируете?

Это подписка на модули. У нас есть два основных типа выручки. Первая - это подписка, стоимость которой зависит от количества используемых модулей и от количества пользователей. Минимальный период подписки - год.

Второй тип выручки - это разовые платежи за внедрение и техподдержку. Кроме того, у нас есть решения, которые включают в себя оборудование, если речь идет о системе КПП и безопасности стройки.

Сколько времени уходит от момента, когда клиент говорит "да", до начала его работы с теми или иными модулями платформы?

Это зависит от продукта. Например, на внедрение модуля "Контроль качества" уходит несколько недель. Первые пользователи заходят через неделю, а через месяц любой клиент может полноценно пользоваться платформой. Если говорить про модуль "Закупки", то требуется более долгий срок, потому что процесс подразумевает много интеграций и настроек под бизнес-процессы компании - полноценный выход на масштабирование в этом случае занимает до полугода.

У нас с клиентами часто возникает диалог, с чего начинать внедрение цифровых продуктов. На своей практике внутри "Самолета" мы выработали следующий подход: для начала нужно построить общую картину (зачем вам цифра, как будет выглядеть целевой ИТ-ландшафт), но необходимо разбивать проект на этапы. Очень важны быстрые победы, легкие внедрения, потому что они закладывают будущую культуру работы в компании. Есть начальный период, когда приходится прямо заставлять сотрудников использовать новый продукт, зато потом вы только и успеваете отбиваться от запросов на новые функции и модули. Важно сразу внедрять такие быстрые решения, меняющие отношение к бизнес-процессу, но при этом не забывать и про сложные продукты, потому что у них рычаг невероятно большой. Например, если говорить о модуле "Закупки" - он охватывает половину бюджета стройки.

Мы в ComNews уже не первый год отслеживаем появление кэптивных ИТ-компаний у разных российских холдингов - нефтяных, газовых, металлургических, банковских, торговых: их количество уже превысило 300. Но на Западе такой истории практически нет. С чем связано это чудо? Это массовая российская галлюцинация или это уникальный путь, который Россия нащупала?

На Западе кэптивные ИТ-компании тоже есть, но, вы правы, это единичные случаи, зато они сильно драйвили отрасль. В США и Европе сильно развит венчурный рынок и большой спрос на ИТ-решения. Эта ситуация позволила софту проходить несколько стадий и постепенно удовлетворять все новые запросы бизнеса. Сначала появились продукты типа SAP: очень дорогие, внедряемые on-premise. Потом пришла вторая волна. Компании поняли, что нужны продукты для менее крупных заказчиков, и появились SaaS-решения, в которые изначально инвестировали венчурные фонды: так, скажем, появилась облачная CRM компании Salesforce.

Следом возник третий запрос - "нам универсальные CRM не нужны". И стали появляться вертикальные SaaS, например, в строительстве - Procore, разработчик, который знает, как сделать специфичные для стройки решения. Procore Technologies в 2024 году пробил порог выручки в миллиард долларов (выручка этой компании составила $1,152 млрд, увеличившись на 21% по сравнению с 2023 годом - прим. ComNews), но важно помнить, что через венчурные фонды в нее вложено сотни миллионов долларов.

Западные разработчики опробовали продукты сначала на домашнем, в основном американском, рынке. В России всего этого не было и, как следствие, не было софта. Но возник запрос рынка, поэтому отраслевые компании начали создавать программные продукты своими силами. Мне кажется, это скорее переходный этап, и Россия придет к независимым ИТ-вендорам, потому что они более эффективны - рынок заставляет и бежать быстрее, и деньги считать лучше. Есть какие-то core-системы, которые корпорация должна держать при себе, а все остальное не стоит пытаться делать своими силами.

Эти независимые ИТ-компании родятся из нынешних кэптивных, которые просто отпочкуются от промышленных и прочих холдингов? Или вам видится иной процесс?

Мой "вангующий" прогноз: из этих 300 кэптивных ИТ-компаний 20-30% научатся быть независимыми и станут сильными игроками. Около 40% умрут. И оставшиеся 30-40% продолжат существовать как внутренние департаменты и перестанут грезить о внешних продажах.

Видите ли вы разумность в укрупнении кэптивных ИТ-компаний? Сейчас у одного отраслевого холдинга - одна ИТ-"дочка" (а то и несколько). Вроде бы здравый смысл говорит, что хотя бы внутри одной отрасли нужно провести слияние таких структур.

Мне кажется, что на текущем этапе это опасно и неэффективно. Я вижу два сценария. Первый - сначала должен появиться сильный игрок, скорее всего из числа независимых ИТ-компаний, который хорошо понимает, что нужно рынку в целом, и умеет эффективно выстраивать разработку. И только потом - укрупнение по схеме M&A.

Второй путь - это open source. Им, в частности, идет Китай, в котором правительство заставляет компании вести разработки с открытым исходным кодом и выкладывать в общедоступные репозитории. Но это может происходить и без давления государства.

А так, чтобы разные компании сели и договорились между собой об объединении ИТ-"дочек", - почти невозможная ситуация без нормальных рыночных отношений.

Видите ли вы полезность в привлечении дистрибьюторов из числа независимых ИТ-компаний, которые несли бы ваш продукт дальше на рынок?

Если вы назвали себя вендором, будьте добры и действовать как вендор - выстраивать канал, нормальную дистрибуцию. Она выстраивается обычно следующим образом: есть прямые продажи и продажи через дистрибьюторов. Для нового вендора все первые продажи могут быть только прямыми. Очень сложно кого-то научить продукту, пока ты сам не понимаешь, какие ценности нужно донести до потенциального заказчика, есть ли спрос на этот продукт, какие боли, какое ценообразование... Прямые продажи позволяют быстро экспериментировать. Ключевые сделки все равно обычно закрываются именно вендором.

Дистрибьюторы могут быть разные: интеграторы, которые настраивают продукт, и простые реселлеры. Если говорить про нас, то первый год - это были прямые продажи. Но мы уже видим потенциал в дистрибьюторах. Первым таким дистрибьютором для "Самолет Технологий" в марте 2025-го стало ООО "Системный софт" (Syssoft). В будущем их будет больше: мы видим потенциал в партнерских продажах и хотим, чтобы на них приходилось 80% всех реализаций типовых решений и продаж в отдаленных регионах.

Смотрите ли вы на зарубежные рынки?

Мы активно общаемся с потенциальными заказчиками в СНГ, прорабатываем разные сценарии работы с ними, в том числе через партнерские каналы в этих странах. Конкретных сделок пока назвать не можем, но отмечаем, что существует похожесть запросов и задач между нашими компаниями и девелоперами СНГ, процессы на стройке тоже практически идентичны. Следовательно, поле для применения наших решений там однозначно есть.

Основной фокус на сегодняшний день - это российский рынок. Он большой: мы оцениваем объем индустрии управления строительством в десятки миллиардов рублей. Этот рынок многогранен: на нем есть и девелопмент, и коммерческая, и промышленная стройка. С клиентами из СНГ мы работаем по входящим запросам, но 99,9% нашего портфеля - это Россия.

Это важное стратегическое решение, которое мы приняли. Когда есть материнская компания, тебе кажется, что у тебя много денег, - но это лишь кажется. Можно бежать во все стороны, но никуда не добежать. Мы видим следующие этапы: сначала выбор фокусных типов клиентов и отраслей на российском рынке, потом расширение круга интересов опять же внутри РФ, и только потом - выход на зарубежные рынки. Мы оставляем для себя эту возможность, но это перспектива двух-трех лет.

В России с середины 2022 года действуют индустриальные центры компетенции (ИЦК). Есть и ИЦК "Строительство". Участвует ли "Самолет" / "Самолет Технологии" в деятельности этого ИЦК?

Нам кажется, что правильно в целом поддерживать обмен опытом, и площадки для этой цели важны. В ИЦК "Строительство" мы пока не принимаем участия, но обсуждаем возможность вступления. Зато, например, "Самолет" активно участвует в работе Альянса в сфере искусственного интеллекта и является одним из его соучредителей, наряду с крупнейшими компаниями, такими как "Яндекс", "Сбер", VK, "Лаборатория Касперского" и др. Там мы активные участники, делимся своими кейсами и с интересом слушаем коллег.

Сколько сотрудников работает в компании "Самолет Технологии" и какова динамика штата за последний год-два? Есть ли планы расширения либо увольнений на этот год?

Если говорить о "Самолете", то на текущий момент в компании работает порядка 7000 человек. Часть из них работает в ИТ-подразделениях. Но главное для нас не рост количества сотрудников, а результативная структура. В прошлом году мы много занимались оптимизацией оргструктуры: насколько эффективна архитектура, насколько она плоская, как быстро принимаются решения.

Вторая задача - рост производительности через новые инструменты. Мы активно смотрим на ИИ для разработки, написания юнит-тестов, генерации кода, вопросно-ответные объяснения. Мы не хотим расширять штат: наша цель - с тем же количеством людей за два года сделать в три раза больше. То же самое в коммерческом блоке, в маркетинге, в продажах: мы активно используем ИИ-инструменты, и наша цель - не наращивать команду. Неправильно мериться количеством сотрудников, вопрос в ценности, поставке и фокусе.

Откуда "Самолет Технологии" берет новых сотрудников?

Если говорить про стажеров, то из петербургского ИТМО, плюс у нас есть совместная с Высшей школой экономики магистерская программа "Анализ данных в девелопменте". Мы любим все топовые вузы: Физтех, МГУ, МФТИ, питерский Политех, СПбГУ и др.

Второй источник появления новых сотрудников - технологические компании. Мы много нанимали из "Яндекса", "Сбера", "Тинькофф", "Авито", VK - ребят, привыкших работать в правильном ИТ-сетапе.

Чем вы их привлекаете - интересными задачами или зарплатой x3?

Мы предлагаем конкурентную зарплату, соответствующую рынку. Но и задачи, которые предлагаем решать, действительно серьезные. И для разработчиков это важно: создавать что-то новое и решать нетривиальные проблемы куда интереснее, чем делать очередной типовой продукт.

Второе, чем мы привлекаем, - это команда. Ребята приходят на ребят. Первый старт нужно было как-то запустить, а потом около 30% найма у нас происходит по рекомендации внутренних сотрудников. Это отличный показатель.

Еще один плюс для специалистов - современный стек технологий. Мы начали development позже многих крупных компаний, поэтому у нас нет legacy-бремени: работаем с React, Python, Postgres, Kubernetes и другими актуальными инструментами.

Как распределяется ИТ-бюджет группы "Самолет" между дочерней компанией "Самолет Технологии" и коммерческим ИТ-рынком?

Я не назову сплит в долях, но принцип таков. Если решение есть на рынке и оно хотя бы на 90% закрывает потребности "Самолета", то оно покупается. Скорее, "Технологии" готовы догрузить коммерческое решение уникальными функциями под задачи материнской группы. При этом стратегические для бизнеса продукты мы создаем своими силами - например, сайт. Наши продажи хотят опережать рынок, иметь более продвинутый сайт с точки зрения UX. В прошлом году мы интегрировали в него возможность полной онлайн-сделки, и теперь покупатель может пройти всю цепочку прямо на сайте - от выбора до подписания документов. И это не квазицифровое решение, работоспособность которого "под капотом" в ручном режиме обеспечивают сотрудники офиса.

Также мы пишем своими силами то, чего на рынке нет.

Как вы относитесь к понятию "импортозамещение"? "Самолет" - частная компания, поэтому не должна следовать директивам правительства. Но есть и частные компании, которые из соображений информационной безопасности начинают переходить на российские ИТ-решения.

За два года из шутки и обязательства госкомпаний это превратилось в реальность и правильный вектор. При прочих равных, если есть российский софт, то лучше по возможности максимально на него перейти.

Мы также столкнулись с отключениями со стороны западных ИТ-вендоров, и они были очень болезненным. Например, американский сервис Exponea, на котором у нас работали персонализация сайта и email-рассылки, отключил нас одним днем. Вечером прислали сообщение, что завтра сервис будет недоступен, а все данные удалят – и они реально это сделали. А у нас в этом сервисе хранилась вся информация по покупателям, включая единый профиль клиента. Конечно, мы, будучи большой компанией, ежедневно логировали базу данных и делали выгрузку в наш Data Lakehouse, поэтому потеря данных нам была не так страшна, как потеря самого сервиса, экстренно пришлось все переводить и перенастраивать.

Мне кажется, у действующего менеджмента любой компании уход зарубежных ИТ-компаний оставил психологическую травму на всю жизнь. Сейчас зазвучали разговоры о возможном их возвращении на российский рынок. Но я уверен, что все ключевые функциональные системы бизнеса будут импортозамещены, и крупные компании не будут использовать зарубежный софт. При этом часть систем невозможно заменить или очень сложно – в первую очередь, это область проектирования (CAD/PLM).

Мы сотрудничаем с российскими вендорами в сфере CAD/PLM: Renga Software и ООО "Нанософт разработка" с его платформой nanoCAD. Мы постоянно тестируем на этих решениях 1-2 проекта, даем им обратную связь, кладем задачи в бэклог. Практически везде, где можно, мы уже импортозаместились.

Есть какие-нибудь примеры перехода на отечественные ИТ-решения, которые можно назвать?

Упомянутую Exponea мы заменили на платформу Mindbox от ООО "Майндбокс". Перешли на российский BI-продукт Visiology, а ранее использовали Tableau от американской фирмы Tableau Software ("дочки" Salesforce). Написали свою HR-систему вместо HRTech-решения SAP SuccessFactors. Вместо ВКС-платформы Zoom у нас теперь "Контур Толк". В качестве корпоративного мессенджера мы используем open source продукт Rocket.Chat. Вместо Autodesk BIM 360 применяем наше решение "10D. Среда общих данных". В качестве ERP у нас была 1С, она и осталась.

В последние годы Россия подвергается кибератакам, как никогда прежде. Ощущаете ли вы увеличение количества кибератак на ресурсы "Самолета"? Что вы с этим делаете?

Ландшафт киберугроз остаётся достаточно сложным. Помимо новых угроз, обусловленных геополитическими факторами, не исчезли и прежние угрозы, мы наблюдаем их органический рост. Для эффективной защиты платформы 10D от актуальных киберугроз мы используем риск-ориентированный подход с применением концепции эшелонированной защиты. Вопросам информационной безопасности уделяем особое внимание на всех этапах жизненного цикла компонентов платформы, от планирования и разработки ИТ-архитектуры, проверки безопасности программного кода на наличие дефектов и уязвимостей до постоянных проверок фактической защищенности платформы. Эффективность реализованных мер защиты подтверждаем тестами на проникновение с привлечением внешних команд экспертов - "белых" хакеров.