"Цифра" в науке в начале пути
Как ранее отмечал заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко, цифровизация ускорит исследования, обеспечит удаленный доступ к научным установкам, позволит создавать цифровых двойников и проводить цифровые эксперименты с их помощью, что изменит подход к научным исследованиям. Это станет возможным благодаря внедрению технологий искусственного интеллекта, больших данных, систем распределенного реестра, интернета вещей, облачных технологий. Перечисленные технологии будут применены в следующих проектах: "Единая сервисная платформа науки", "Датахаб", "Сервис хаб", "Маркетплейс программного обеспечения и оборудования", "Архитектура цифровой трансформации".
В Центре подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС рассказали, что помогают командам вузов подготовить цифровые стратегии. Так, в октябре прошлого года завершил обучение специальный поток программы "Реализация проектов цифровой трансформации". "Если слушатели других потоков - отраслей - создавали прототипы цифровых проектов, то слушатели потока Минобрнауки разработали стратегии цифровой трансформации учебных заведений. Эти документы по итогам обучения получили 16 вузов: Ивановский, Кубанский, Пензенский, Пятигорский, Вологодский, Северо-Осетинский, Удмуртский государственные университеты, технические университеты в Воронеже и Кемерове, а также Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (ГУАП), Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова, Российский государственный социальный университет (РГСУ), Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования, Уфимский государственный авиационный технический университет, Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ)", - рассказывают в ВШГУ РАНХиГС.
По словам ректора МГУ им. М.В. Ломоносова Виктора Садовничего, цифровая трансформация высшей школы - это генеральная линия развития отечественного университетского сообщества, об этом говорил Владимир Путин в рамках президентского совета по науке и образованию. "Для Московского университета это стержень ранее утвержденной правительством РФ Программы развития вуза в 2021-2030 гг. Мы строим университет открытый, современный, удобный для учебы, работы, занятий наукой и творчеством. Огромный перечень задач, стоящих перед вузом на ближайшее десятилетие, возможно решить только на современных цифровых платформах. Для этого нужно интегрировать уже сформированный в университете цифровой задел в оболочку передовых информационных технологий. Для ее формирования мы заинтересованы в опыте и компетенциях ведущих отечественных ИТ-компаний", - отмечает Виктор Садовничий.
Директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС Ксения Ткачева отмечает, что цифровая трансформация науки и высшего образования - это не цель, а инструмент, при помощи которого можно добиться прорыва в этих сферах и повышения эффективности бюджетного финансирования. Она считает, что, независимо от отрасли, переход на "цифровые рельсы" - это использование технологий, которые кардинально повышают эффективность всех процессов в организации и снижают издержки. "То, что нужно науке, образованию, да и любой другой сфере. Собственно, на управление наукой и образовательной средой и предполагается распространить общий "цифровой подход" государства. Один из результатов цифровой трансформации: сотрудники получают более качественные и надежные данные для оперативного, тактического и стратегического управления. Применительно к науке - для анализа эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности, новых отраслей и рынков", - говорит Ксения Ткачева. Она отмечает, что цифровая трансформация невозможна без анализа текущих административных, управленческих и операционных процессов. "Многие из них должны исчезнуть, остальные стать быстрее и дешевле для организации. Преподаватели, сотрудники вузов и научные работники жалуются на бюрократию, избыток отчетности, а также низкий уровень заработных плат. За счет цифровизации можно минимизировать рутинную работу и сосредоточиться на том, что действительно важно и нужно на каждом участке работ, а сэкономленные средства использовать для увеличения финансовой мотивации и удержания лучших специалистов", - уточняет она.
Начальник управления цифровой трансформации российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Михаил Начевский отмечает, что, с точки зрения образовательного процесса, внедрение инновационных технологий позволяет значительно поднять уровень доступности и трансфера образования между всеми участниками, повысить его качество и возможность получения намного большего количества образовательных программ и инструментов обучения. "Ученым цифровая трансформация позволяет взаимодействовать между собой и проводить исследования по смежным дисциплинам. Более того, формируется понимание возможных взаимодействий между различными специалистами", - говорит он.
Проректор по правовым и административным вопросам МГИМО МИД России Сергей Шитьков полагает, что цифровая трансформация науки и образования должна проявляться в первую очередь в переводе существующих процессов в удобную для исследователей, профессорско-преподавательского состава и слушателей цифровую форму. "В течение последних лет МГИМО последовательно реализует соответствующие инициативы, включая внедрение личных кабинетов студента и преподавателя, запуск системы электронного документооборота, предоставление удаленного доступа к лучшим мировым библиотекам и др.", - отмечает он.
Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова считает, что в настоящее время кардинальным образом меняется инструментарий науки. "Сегодня ученые работают в цифровой среде, используют искусственный интеллект, супервычислительные технологии, моделирование, нейросети. Это приближает нас к разгадыванию тайн мироздания - как устроена Вселенная, что такое сознание, как человек мыслит. Цифровые технологии позволяют перейти к сетевому взаимодействию, а это положительно скажется как на скорости и качестве исследований, так и на укреплении связей внутри научного сообщества", - говорит Виктор Садовничий.
Михаил Начевский из РЭУ имени Г.В. Плеханова уверен, что в первую очередь должны внедряться технологии, направленные на управление большими массивами данных, обеспечение предиктивной аналитики. "Это основа для любого процесса, поэтому такие профессии, как дата-инженер и специалист по архитектурам больших баз данных, становятся все более востребованными, а уже в будущем мы должны рассматривать технологии более интересные, направленные на визуализацию", - говорит Михаил Начевский. Также он считает, что основной барьер и в то же время драйвер в процессе цифровой трансформации науки и образования - это желание "объять необъятное". "С одной стороны, мы хотим использовать максимальное количество доступных технологий - от дополненной виртуальной реальности до технологий искусственного интеллекта, зачастую забывая, что изначально цифровая трансформация должна быть инструментом оптимизации и упрощения процессов, формирования нового уровня взаимодействия между людьми, быть инструментом-помощником для организации бизнес-процессов. С другой стороны, появление новых запросов на продукты цифровизации способствует возникновению стартапов в рамках университетской среды. Для нас цифровая трансформация и использование технологий предиктивной аналитики - это дизрапт для стратегии развития университета", - считает эксперт.
Ксения Ткачева из ВШГУ РАНХиГС отмечает, что и среди драйверов, и среди барьеров в цифровой трансформации один из важнейших - человеческий фактор. По ее словам, организационная культура университетов и НИИ консервативна, сотрудники скептически относятся к переменам, а руководство не ориентируется на передовые практики управления, не готовя команду к внедрению новых инструментов и изменениям. "Вместе с тем мы видим, что именно заинтересованным лидерам удается успешно внедрять цифровые инструменты и приводить команды и организации к успеху. Также можно выделить ограничения, связанные с 44-ФЗ, другими нормативно-правовыми актами, большую административную нагрузку, а также с достаточным уровнем финансирования. Отдельно упомяну сложности во взаимодействии между федеральными министерствами и их подведомственными учреждениями: по опыту общения с университетами мы видим, что им не хватает методологической, информационной и организационной поддержки, разъяснения целей и указов. Нужно помнить, что цифровая трансформация - это общее дело и требует вовлеченности всех сторон. Распоряжений и формального подхода здесь недостаточно", - отмечает Ксения Ткачева.
Виктор Садовничий уверен, что каждое направление, которое изучается в университете - естественное или гуманитарное, - требует сегодня элементов, связанных с искусственным интеллектом. "Где напрашиваются изменения? Например, в области исторических наук. Ведь здорово, когда можно заглянуть в пространство и время, увидеть, что видели люди пять-семь веков назад. Здесь не обойтись без интеллектуальных поисковых систем. Казалось бы, гуманитарная наука, но сегодня она целиком пронизана "цифрой". Или структурная лингвистика, когда изучение и анализ текста требуют программных, математических подходов. Конечно, филологи должны иметь хотя бы начальное представление об этом", - говорит эксперт. Также он отмечает, что сегодня без искусственного интеллекта не обойтись и в медицине. "К нам обращаются некоторые клиники: предлагают на основе баз данных рецептов и историй болезни за 20-40 лет, без доступа к персональным данным конечно, делать анализ и прогноз по методам лечения. Здесь в ход идут и математика, и информатика. На пике пандемии наши исследователи и врачи создали КТ-калькулятор - нейросеть для оценки результатов обследований пациентов с осложнениями от COVID-19. Нет нужды говорить, что искусственный интеллект - это то, что, безусловно, в будущем войдет во все учебные программы в вузах", - рассказывает эксперт.
По словам проректора по правовым и административным вопросам МГИМО МИД России, цифровая трансформация требует разработки принципиально новых подходов к решению научных задач, формирования у студентов адекватных времени цифровых компетенций в рамках новых образовательных программ. По его словам, в данном контексте МГИМО как вуз, прежде всего специализирующийся на различных аспектах международных отношений, применяет современные цифровые технологии именно к решению задач в области международных исследований и подготовки будущих дипломатов. Так, университет в рамках консорциума с Институтом системного программирования РАН им. В.П. Иванникова реализует проекты по созданию лаборатории по интеллектуальному анализу данных в области международных отношений и запуску магистерской программы "Анализ данных и динамика международных процессов". "Соответствующие инициативы позволят получить принципиально новое качество исследований мировых политических и экономических процессов, а также подготовить специалистов-международников нового поколения, способных применять сквозные цифровые технологии для решения внешнеполитических задач", - рассказывает Сергей Шитьков.
Михаил Начевский из РЭУ им. Г.В. Плеханова рассказывает, что на начальных этапах внедряются технологии по управлению данными - это система визуализации и дашбордов, направленных на сбор и аналитику больших объемов данных по всему университету, включая филиалы. "Максимально используются все доступные технологии, обеспечивающие гибридное и дистанционного обучение. При этом в лабораториях университета развиваются технологии искусственного интеллекта, дополненной реальности и иные сквозные технологии", - делится опытом университета эксперт.
В МГУ рассказали, что построение полноценного цифрового университета в настоящее время является одним из ключевых приоритетов для них. По словам представителя вуза, о развитии в этом направлении говорилось 24 декабря 2020 г. в ходе заседания попечительского совета Московского университета, на котором президент Российской Федерации, председатель попечительского совета МГУ Владимир Путин отметил, что в вузе за прошедшие годы создана достаточно эффективная цифровая инфраструктура. "Речь о дальнейшем развитии цифрового потенциала высших учебных заведений, о новых подходах к сочетанию различных форм обучения и образовательных технологий. Все это очень важно, чтобы соответствовать высокой динамике изменений в современном мире", - отметил тогда глава государства. "22 июня прошлого года в нашем интеллектуальном центре - Фундаментальной библиотеке состоялось первое заседание совета по цифровой трансформации Московского университета. Он стал генеральным штабом университета в области цифровой трансформации, координирует усилия различных подразделений по эффективной интеграции уже созданных цифровых платформ, развития единой цифровой архитектуры университета", - говорит Виктор Садовничий.
Ксения Ткачева из ВШГУ РАНХиГС рассказывает, что центр является частью большой Академии (РАНХиГС), поэтому их нововведения локальны. "За прошедшие три года мы разработали собственную LMS CDTOedu, внедрили внутреннюю систему СЭД, Service Desk - все это способствует автоматизации процессов, которые мы отдельно описали и оптимизировали, а также минимизации человеческого фактора при сборе данных, расширенных возможностей для аналитики", - говорит она. Если говорить о результатах слушателей центра - они разрабатывают цифровые проекты по приоритетным направлениям отраслей с учетом их специфики и требований. По словам Ксении Ткачевой, проекты предполагают применение технологий (ИИ, больших данных, блокчейна), но именно там, где они нужны, где могут сократить издержки, помочь оптимизировать процессы, добиться лучших результатов. "При этом мы учим команды учитывать этические риски, которые возникают вместе с использованием цифровых технологий", - отмечает она. Также эксперт приводит в пример выпускников программы "Реализация проектов цифровой трансформации" потока Минэкономразвития, которые разработали прототип сервиса для оценки стоимости использования объектов интеллектуальной собственности, который будет интегрирован в структуру Роспатента. "Оценку рыночной стоимости будет проводить искусственный интеллект, за экспертами останется только валидация. Это позволит в восемь раз сократить время на оценку объектов интеллектуальной собственности - до месяца, перевести оказание услуги в электронный формат на 100%, сократить издержки Роспатента за счет уменьшения числа экспертов, а расходы малого бизнеса - благодаря отказу от услуг патентных поверенных", - делится опытом эксперт ВШГУ РАНХиГС. Также она рассказывает о тенденции перехода регионов на платформу "Гостех". По ее словам, важно учитывать этот момент при создании новых цифровых сервисов - например, проекты "Цифровая платформа "Система долговременного ухода" и "Платформа электронного сертификата по предоставлению соцуслуг", разработанные слушателями программы "Реализация проектов цифровой трансформации", прошли отбор в Лабораторию центра, где команда разработчиков помогла довести идеи до MVP на платформе "РегионТех". "Это значит, что сервисы уже детально проработаны и могут быть внедрены в ближайшее время", - уточняет Ксения Ткачева.
В МГУ рассказывают, что являются одним из лидеров в области цифровой трансформации, развития цифровых образовательных платформ, дистанционных образовательных технологий. В вузе уже более 10 лет успешно работает платформа цифрового образования "Университет без границ". Этот ресурс вошел в правительственный список социально значимых. "С помощью этой и других цифровых платформ в Московском университете мы уже два года подряд успешно проводим приемную кампанию, активно решаем задачи в рамках учебного процесса для десятков тысяч студентов. В условиях пандемии они стали бесценным инструментом коммуникации между преподавателями и обучающимися. Эти же платформы помогают нам проводить такие масштабные и даже международные мероприятия, как Всероссийский фестиваль науки NAUKA 0+, международный научный форум "Ломоносов", саммиты ректоров университетов разных стран. "Яндекс", наш технологический партер, зарезервировал под нужды коллектива вуза 60 тыс. учетных записей сервиса "Почта 360". У нас уже сегодня есть информационные системы с базой дипломов, в которых содержатся данные успеваемости студентов и т.д. Есть и другие работающие элементы, и сектора единой цифровой среды, которую мы создаем в университете", - рассказывает о внедрении новых технологий в вузе ректор Виктор Садовничий.
Михаил Начевский из РЭУ им. Г.В. Плеханова рассказывает, что внедренные в вузе технологии используются с максимальной эффективностью. "Более того, мы видим ежедневное развитие продуктов и ресурсов, которые направлены на оптимизацию управления университетом. Это ежечасное совершенствование всех систем регулирования и каждодневный труд сотрудников управления цифровой трансформации РЭУ им. Г.В. Плеханова и Департамента информационных технологий", - отмечает эксперт. Также он рассказал, что в текущем году Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова планирует запуск собственной цифровой экосистемы, цифровых продуктов и приложения, взаимодействие между которыми будет доступно через систему личных кабинетов. За каждым проектом экосистемы планируется закрепление индустриального партнера. "Мы все еще готовы приглашать организации стать соучастниками этого процесса. Проектов много, и все они разные: есть те, которые направлены на абитуриентов, на совершенствование образовательных процессов, на взаимодействие наших студентов и в том числе на профессорско-преподавательский состав, научно-образовательные кадры и т.д.", - делится планами Михаил Начевский.
Также он отмечает ряд проектов, нацеленных на развитие научно-технологического предпринимательства среди молодежи. "Построение университета предпринимательского типа - это дизрапт в стратегии развития вуза, поэтому на данный пункт мы обращаем особенное внимание. Ближайшие годы будут посвящены интеграции новых технологий, развитию проектов РЭУ им. Г.В. Плеханова, а также введению в образовательный процесс инновационных образовательных программ с целью повышения цифровой грамотности и цифровых компетенций своих сотрудников в части ДПО, абитуриентам они тоже будут доступны при поступлении. При этом образовательные программы, которые существуют сейчас, в рамках полномасштабной цифровой трансформации университета уже дополнены цифровыми и предпринимательскими компетенциями, что крайне важно для специалиста будущего", - говорит начальник управления цифровой трансформации вуза.
Проректор по финансам и цифровому развитию МТУСИ Юрий Колотов, говоря о планах вуза в вопросе цифровой трансформации на ближайшие два года, отмечает, что предполагается развитие кампусного проекта университета, создание единой технологической среды для студентов, преподавателей и сотрудников университета, а также перевод основных бизнес-процессов в электронный вид.
Ректор МГУ Виктор Садовничий отмечает, что пандемия приблизила цифровую зрелость и нужно продолжать использовать этот тренд на форсирование цифровой трансформации. По его мнению, принципиально важно, что и университетские преподаватели, и школьные учителя смогли успешно справиться с новой реальностью и подстроиться под условия дистанционного обучения. "Уверен, что определенные элементы уже опробованных технологий могут стать частью новой нормальности, которая должна появиться после окончания горячей фазы нашествия коронавируса. Главное, чтобы на место элементарного дистанта пришла более продвинутая "цифра" в образовании и науке - технологии обеспечения удаленного доступа к научным установкам, формирования цифровых двойников, цифровых экспериментов в режиме реального времени, бесшовной сетевой работы распределенных научных коллективов. За этими технологиями будущее. Именно с помощью них будут совершены прорывы в фундаментальной науке, на основе которых произойдет и очередной технологический рывок", - рассуждает ректор МГУ о будущем цифровой трансформации в сфере науки и образования.
Поскольку отрасли образования и науки тесно связаны и имеют единое управление на государственном уровне, то и тренды в науке в ближайшие годы будут сходны с образовательными, говорит Ксения Ткачева из ВШГУ РАНХиГС. "И это не только ускоренная цифровая трансформация отраслей, но и коллаборации. Университеты реализуют совместные образовательные программы с компаниями и онлайн-школами, сотрудничают друг с другом вместо конкуренции, а в науке будут развиваться коммуникации с технологическими и инновационными компаниями. На базе научных организаций и университетов и на субсидии Минобрнауки уже создаются центры трансфера технологий. В 2021 г. появились первые девять, а до 2024 г. их по плану должно быть создано не менее 35. Их цель - коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности научных организаций и вузов. Они должны стать элементом экосистемы университетского технологического предпринимательства, ведь именно из университетских стартапов вышли многие, в том числе и крупнейшие технологические компании, и это не только Facebook. Новые технологии, новые рынки возникают не под крылом корпораций, а именно в стартапах, которые могут и должны поддерживаться научно-образовательными учреждениями", - отмечает эксперт. Также, по ее мнению, большие надежды возлагаются и на другие структуры - научно-образовательные центры (НОЦ) мирового уровня, которых в России появилось 15. Это объединения университетов, ведущих ученых, компаний, корпораций. "Для регионов, где наука не была приоритетом, это шанс сделать научно-технологическое развитие одним из драйверов развития экономики. Одним из главных критериев успешности НОЦ станет размер вкладываемых бизнесом средств в технологические проекты этих структур. Чем больше вкладывает бизнес, тем больше НОЦ получает от государства. Надеюсь, НОЦ станут успешными примерами государственно-частного партнерства в России", - говорит Ксения Ткачева.