Онлайн-экспорт использует точки роста
Компания eBay и исследовательское агентство Data Insight уже на протяжение пяти лет анализируют изменения рынка розничного онлайн-экспорта. Согласно данным, рынок показывал двузначный рост год к году. В 2018 г. выручка онлайн-экспортеров выросла на 20%, а в 2019 г. - на 24%. В прошлом году впервые преодолена важная отметка в $1 млрд. 2021 г. же рынок увеличится на 31%, что значительно выше показателей 2018-2019 гг.
Рынок розничного онлайн-экспорта является одним из самых динамично растущих - ежегодно показывает двузначный рост, а темпы его развития опережают прогнозы экспертов. При участии всех игроков рынка в ближайшем будущем это направление может достигнуть $10 млрд", - ответили в пресс-службе eBay на вопрос ComNews об аналогичных данных за прошлые года и дали прогноз о дальнейшем развитии рынка.
Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов отмечает, что тенденция к росту онлайн-экспорта наметилась еще в доковидный период: у экспорта больше точек роста, поскольку сам объем этих заказов был небольшим, но при этом отечественные предприниматели стали активнее искать новые рынки сбыта, а интерес к российским товарам возрастал.
"Объем же импорта уже достигает колоссальных размеров, ему фактически некуда расти. Какое-то время назад из-за пандемии этот канал работал с ограничениями, были перебои с грузовыми перевозками, и, как следствие, снижались объемы - трансграничная торговля уходила в минус. Последние месяцы мы наблюдали резкое увеличение - на 50%-70% в этом секторе, но дело здесь не в бурном росте, а в восстановлении прежних позиций. Мы ожидаем, что по итогам года рынок импорта останется на прежнем уровне, без заметного роста, - 14%-16% в общем обороте интернет-торговли, а рынок экспорта увеличится на 25-30%", - замечает он.
Если говорить о самых популярных онлайн-площадках для экспорта, eBay сохраняет лидерство и в этом году - его использует 34% продавцов для продаж за рубеж, то есть каждый третий онлайн-экспортер в России. Также среди приоритетных каналов для трансграничной торговли селлеры выделяют Instagram (33%) и собственный сайт и/или мобильное приложение (26%).
Что касается географии распределения экспортного оборота российских предпринимателей, в лидерах среди стран дальнего зарубежья остаются США (15%), страны Европейского союза (9%), а также Израиль (4%). В топ-3 ближнего зарубежья традиционно вошли Беларусь (29%), Казахстан (18%) и Украина (6%).
"Тенденция роста рынка онлайн-экспорта могла бы продолжиться и в 2022 г., однако, учитывая, что основной экспорт отправляется в страны ЕАЭС, скорее всего, мы увидим заметное снижение потока. Дело в том, что с 1 января 2022 г. в Казахстане и с 1 июля в Белоруссии для российских интернет-площадок вводится обязанность уплачивать НДС - 20% и 12% соответственно - с товаров, которые реализуются в этих странах, при этом компании продолжат платить НДС и в России. Такое двойное налогообложение однозначно приведет к многомиллиардным потерям российских площадок и сократит объемы экспорта", - добавляет Артем Соколов из АКИТ, отмечая, что в ассоциации уже обратились в правительство РФ с призывом не допустить взимания косвенных налогов при импорте на территорию государств - членов союза, поскольку импортируемые товары отправляются не в целях предпринимательской деятельности, а в адрес физических лиц (ТК ЕАЭС).
Партнер агентства Data Insight Федор Вирин обращает внимание, что товары, произведенные в России, конкурентоспособны на рынках дальнего зарубежья, а торговые модели онлайн-продаж конкурентоспособны на рынках соседних стран.
"Это то, что мы однозначно видим из нашего совместного с eBay исследования по розничному онлайн-экспорту. При этом российским компаниям-производителям очень нужна помощь в организации процессов розничного онлайн-экспорта, так как у них нет соответствующего опыта, компетенций. Стадия работы с маркетплейсами в России на три-пять лет короче, чем в Китае или США, компании в России еще не успели получить этого опыта даже внутри страны. Развитие сервисной экосистемы - ключевая задача рынка сегодня. К сожалению, экосистема растет несколько медленнее спроса - просто не успевает за скоростью развития рынка онлайн-продаж, как внутри страны, так и на экспорт", - отмечает Федор Вирин.
Количество заказов из-за рубежа у российских онлайн-продавцов растет опережающими темпами относительно роста объема продаж: по прогнозу на конец 2021 г., количество экспортных посылок увеличится на рекордные 86% и составит 50,9 млн отправлений.
Директор по региональным операциям eBay на глобальных развивающихся рынках Максим Уваров сказал, что в компании ежегодно измеряют, как меняется российский рынок розничного экспорта товаров через интернет. По его словам, в этом году положительный тренд сохранится, что лишний раз доказывает огромный потенциал данного направления, что в компании видится и на примере экспортеров площадки: за прошедший год число продавцов на маркетплейсе приблизилось к 50 тыс. (+40% относительно 2020 г.), их выручка увеличилась на 33%, а средний чек вырос на 36%, в то время как по всему рынку он снизился на 29% (с $42 до $30).
"Это связано преимущественно с тем, что, несмотря на расширение экспорта в страны СНГ и Таможенного союза, покупательская способность их населения невелика, а сам рынок конечен. Дальнее зарубежье же предлагает предпринимателям бо́льшие стоимость заказов и объем продаж. Так, онлайн-площадки с внешней логистикой, а это преимущественно международные маркетплейсы, принесут в этом году российским предпринимателям $766 млн, при среднем чеке $99, в то время как на интернет-платформы с собственной доставкой - локальные маркетплейсы и магазины - придется $742 млн, при средней стоимости отправки в $17", - отмечает Максим Уваров.
В 2021 г. самыми динамично растущими категориями на рынке стали "Книги, игры, винил, диски" (+151%) и "Косметика" (+102%). Основная часть оборота от общего числа экспортных заказов распределилась между категориями "Одежда и обувь" (40%), "Коллекционные товары" (11%), "Товары для дома и интерьера" (9%), "Электроника" (8%) и "Товары для спорта, отдыха и досуга" (5%). Если говорить о категориях, наиболее популярных у российских экспортеров на eBay, в топ-5 по объему выручки вошли "Мода" (30%), "Коллекционные товары" (31%), "Электроника" (16%), "Автозапчасти и аксессуары" (13%) и "Лайфстайл" (6%). Лидерами роста оказались "Коллекционные товары" (+31% относительно прошлого года), "Автозапчасти и аксессуары" (+16%) и "Лайфстайл" (+10%).
Максим Уваров из eBay говорит, что в 2021 г. интерес к онлайн-экспорту появился у многих предпринимателей, которые раньше не торговали на внешних рынках, и замечает, что, согласно данным eBay, только в августе более 8000 продавцов выставили свое первое товарное объявление на маркетплейсе, что на 110% выше аналогичного показателя прошлого года.
"Количество же активных листингов на площадке превысило 2 млн, увеличившись на 16% относительно 2020 г. Мы также видим, что 20% от всего объема выручки российских продавцов eBay приходится на продажи новых экспортеров, а их средний чек на 120% выше, чем аналогичный показатель у других селлеров площадки. Так, у тех, кто зарегистрировался в этом году на eBay, особенно высокий средний чек в категориях "Товары для майнинга" ($1102), "Цифровые камеры" ($1051), "Женские сумки" ($900), "Часы" ($726) и "Мужские кроссовки" ($303)", - отмечает Максим Уваров.
Согласно исследованию, одной из наиболее перспективных категорий также являются "Ювелирные украшения", у этого экспортного направления огромный потенциал: по данным eBay, доля оборота экспорта ювелирных изделий в Израиле в 12 раз выше аналогичного показателя в России. Доля российских экспортеров на eBay в данной категории составляет всего 0,3% от общего числа всех российских селлеров площадки, что связано с многими барьерами, существующими для продавцов на данный момент. Эксперты сходятся во мнении, что основными сдерживающими факторами для трансграничной торговли ювелирными изделиями являются ограниченный доступ к двухступенчатой системе оформления экспорта, трудоемкая процедура государственного пробирного контроля, а также порядок постановки на учет. Кроме того, высокие расходы на страхование при перевозке и хранении товара также препятствуют выходу локальных предпринимателей на внешние рынки. Все это ведет к долгим срокам доставки и неконкурентному положению относительно других стран, негативно сказывается на развитии отрасли в целом.
"По данным ретейлеров, сейчас наибольшим спросом пользуется повседневная одежда (платья, футболки), товары для красоты (косметика по уходу), продукты питания и книги. Пока конкурентоспособные цены и качество именно товаров этих категорий российского производства привлекают зарубежных потребителей", - отмечает Артем Соколов из АКИТ.
Российские предприниматели из регионов все больше интересуются зарубежным направлением своего бизнеса. В 2021 г. лидерами роста экспортной активности стали Южный ФО (+26), Уральский ФО (+25) и Приволжский ФО (+20). Кроме того, согласно статистике, в топ-10 наиболее активных регионов вошли Республика Башкортостан (региональный экспортный индекс - 331), Тюменская область (184), Кемеровская область (150), Санкт-Петербург (141), Москва (127), Республика Хакасия (123), Челябинская область (120), Удмуртская Республика (119), Волгоградская (117) и Курганская (112) области.