Помада растет в онлайне
Data Insight при поддержке Arvato Rus подготовил исследование "Онлайн-рынок косметики", согласно которому за 2020 г. сегмент косметики показал положительную динамику как в заказах, так и в онлайн-продажах - количество онлайн-заказов выросло на 158%, объем онлайн-продаж увеличился на 99% по сравнению с 2019 г. 83% заказов и 53% выручки сегмента пришлись на два рассматриваемых в исследовании универсальных маркетплейса - Wildberries.ru и Ozon.ru.
Первое место в рейтинге (по объему продаж) занял Wildberries.ru, второе и третье заняли Ozon.ru и Letu.ru соответственно. Все магазины, вошедшие в исследование, используют курьерскую доставку, 95% из них - доставку в пункты самовывоза. 86% пользуются услугами "Почты России". 52% магазинов от вошедших в исследование зарегистрированы на Яндекс.Маркете. Самыми популярными социальными сетями в сегменте являются Instagram (размещается 91% магазинов) и "ВКонтакте" (89%).
В исследовании сообщается, что за 2020 г. оформлено 83 млн заказов на сумму 95 млрд руб., при этом средний чек составил 1150 руб. За 2020 г. в интернет-магазинах косметики оформлено на 158% больше заказов, чем в 2019 г. Количество интернет-заказов в магазинах косметики составляет 10% от всех заказов, сделанных у ретейлеров, входящих в топ-1000. Месячная конверсия интернет-магазинов в секторе, рассчитываемая как отношение числа заказов к месячной посещаемости, - 5,1%. Доля рекламных переходов сектора составила 10% против 3% в среднем по российскому рынку e-сommerce
Партнер Data Insight Борис Овчинников рассказывает, что быстрее косметики в онлайне растет только сегмент продуктов питания. По его словам, косметика растет так быстро за счет того, что рекордно большая (по сравнению с другими сегментами) доля продаж приходится на маркетплейсы. Маркетплейсы в целом показывают высокие темпы роста, плюс немного растет доля заказов, включающих косметику, - и получается рекордный рост в целом по рынку
По мнению Бориса Овчинникова, сравнивают онлайн-продажи косметики с офлайном, где тоже основная часть покупок косметики приходится на гипер- и супермаркеты, а также на аптеки, но не на специализированные магазины. "Люди ходят в обычные магазины чаще, чем в магазины косметики. И до ближайшей аптеки ближе, чем до магазина косметики. В онлайне ситуация похожая - проще добавить к заказу на Wildberries и Ozon одну или несколько позиций из категории "Косметика" и не тратить ни дополнительных денег на доставку, ни дополнительного времени на получения отдельного косметического заказа. При этом маркетплейсы уже стали настолько важными каналами продаж, что способны получать от брендов и предлагать покупателям низкие цены, и выбор брендов на маркетплейсе по определению больше, чем в обычном интернет-магазине", - объясняет Борис Овчинников. Однако, по его словам, специализированные магазины могут и дальше показывать положительную динамику (особенно это касается монобрендовых магазинов), но основной рост в онлайне будет за счет маркетплейсов, и их доля будет расти.
Кроме того, как отмечает Борис Овчинников, онлайн будет расти и дальше. "Даже если учесть онлайн-продажи аптек, на онлайн пока приходится менее 20% всего косметического рынка. В перспективе доля онлайна может быть и в два, и в три раза больше. Да и в целом косметический рынок может вырасти за счет того, что широкий выбор товаров и брендов в онлайне поможет покупательницам и покупателям начать приобретать больше косметических товаров в большем количестве подкатегорий. Другое дело, что рост онлайна уже не будет таким быстрым, как в 2020 г.", - отмечает Борис Овчинников.