Частоты занесут в реестр
Законопроект №1214072-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О связи" в части регулирования перехода к реестровой модели присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов для радиоэлектронных средств гражданского назначения, а также установления особенностей лицензирования в сфере связи" внесен в Госдуму РФ.
"Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере связи, в течение тридцати пяти рабочих дней со дня поступления заявления гражданина РФ или заявления российского юридического лица: принимает решение о присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств гражданского назначения; размещает в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информацию о принятом решении; осуществляет внесение соответствующей записи в Единый реестр частотных присвоений", - сказано в законопроекте.
В пояснительной записке к проекту закона сказано, что переход к реестровой модели позволит повысить технологичность процессов, в том числе за счет применения цифровых технологий, позволит ускорить внедрение цифровых и электронных сервисов как со стороны федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, так и со стороны физических и юридических лиц, планирующих использование радиочастотного спектра.
О планах перейти на реестровую модель оказания услуг по присвоению частот рассказывал заместитель руководителя Роскомнадзора Олег Терляков в мае на заседании коллегии Роскомнадзора. "В этом году запланировано полностью перейти на реестровую модель оказания услуги по присвоению радиочастот, что сократит сроки их присвоения с 40 до 35 дней", - сказал он. А другой заместитель главы Роскомнадзора - Владимир Логунов отметил, что срок такого перехода - IV квартал 2021 г. "Более 17 млрд руб. поступило в федеральный бюджет за использование радиочастотного спектра в 2020 г.", - привел он данные (см. новость ComNews от 27 мая 2021 г.).
В "МегаФоне" поддерживают внедрение реестровой модели присвоения радиочастот. "Единая электронная база частотных присвоений позволит избавиться от бумажного документооборота и ускорит процесс получения разрешений", - пояснила пресс-служба ПАО "МегаФон".
"Переход к реестровой модели мало повлияет на текущую работу, - отметил представитель пресс-службы Tele2. - Это просто другой формат выдачи документа, который сейчас получает все большее распространение. Вместо разрешения операторам будут выдавать выписки из реестра. Мы не участвовали в обсуждении регулирования, но новый порядок не повлечет для нас дополнительных расходов".
Директор консалтинговой компании "ОрдерКом" Дмитрий Галушко подтвердил: дополнительных расходов от операторов не потребуется. "Будет видна примерная картина по гражданским РЭС, потому как сейчас существует только Реестр зарегистрированных РЭС и ВЧУ. Реестровая модель хороша наличием открытой информации. Но важно, какая информация по частотам будет открыта - это будет уже в подзаконных актах. Выписка из Реестра радиочастот будет являться документом, подтверждающим предоставление специального разрешения, то есть не надо отдельного бумажного документа. Это уменьшит количество бумаг. На процессе получения разрешительных документов инициатива скажется положительно: не надо будет получать бумажные документы - ездить в Москву регионалам, отслеживать почту, все в электронке. Новшества только по частотам, а по реестровой модели лицензий все изменения дублируют положения ФЗ "О лицензировании", - прокомментировал Дмитрий Галушко.
Преподаватель Moscow Digital School Олег Блинов отметил, что переход на реестровую модель ожидаем и соответствует общему направлению цифровизации деятельности государства. "Сравнить процесс можно с переходом Роспатента на электронные реестры - сейчас источником истины является веб-версия реестра по товарным знакам, и не нужно никаких иных бумажных подтверждений его действительности. Это облегчает проверку юридически важных фактов, повышает прозрачность для контрагентов и граждан", - пояснил он.
Член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Дмитрий Липин рассказал, что в настоящее время действующая редакция ФЗ "О связи" предусматривает для организаций и физических лиц, планирующих использовать радиочастотный спектр, сложный и небыстрый процесс получения письменного разрешения на использование радиочастот и радиочастотных каналов. "После принятия соответствующего решения заявитель должен подождать, пока будут оформлены и выданы соответствующие необходимые документы. Законопроект правительства фактически предусматривает цифровизацию этой процедуры, т.е. принятое решение сразу же вносится в соответствующий реестр, что позволяет сократить финансовые и трудовременные затраты заявителей - юридических и физических лиц", - объяснил он.
Генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи Сергей Ефимов считает, что если этот законопроект будет принят, может появится необходимость в резервном копировании и усилении компьютерной безопасности. "Перевод в "виртуальное облако" грозит возможностью исчезновения или искажения актуальных данных. Частоты - это очень тонкая критическая инфраструктура. Теперь (в течение не менее десяти лет) нужно эти процессы дублировать выдачей бумажной копии с печатями и т. п. Это право подтверждающие документы. Еще более важные чем документы на землю. Организации даже при получении кредитов нужно предъявить документы в документарном виде на нематериальные активы. Общество консервативно и еще не привыкло работать с такими виртуальными документами. Самое важное, что объемы не так уж велики и можно делопроизводство на бумаге тоже сохранить. - рассказывает Сергей Ефимов. - По факту реестровая модель - это та же база данных в компьютере ведомства. Она и так уже есть. Фактически эта поправка про отмену оформления бумажных документов. А вот зачем такая спешка, непонятно. Да, это очень удобно чиновникам, но ведь не для них пишутся такие законы. А для пользователей, для их удобства и уверенности в своем завтра. Понятно, что принятие таких законов инициировано именно чиновниками. Это усиливает их власть. Но, учитывая кибератаки, санкции, возможное противодействие более влиятельных конкурентов, стоит по желанию пользователей выдавать документ в бумажной форме в традиционном оформлении, пусть даже за небольшую дополнительную плату".
"В финансовом обосновании пишется, что все новации без затрат из бюджета, а тогда какова их цель? Внедрения всегда требуют расходов, тогда за чей счет будут вводится эти новации? Наверное, нужно понять - кто окажется в выигрыше. Очень похоже, что только чиновники, а тогда зачем так торопиться и уже осенью принимать эти нововведения ? Может нужно провести тестирование в одном регионе. И на это, все-таки, выделить деньги, опросить пользователей и т.п., провести реальный анализ издержек не только федерального, но и консолидированного бюджета РФ. Будет ли вообще польза от таких усложненных новаций, может оформление бумажных документов будет стоить дешевле, чем такое показное внедрение "цифровизации".
Каждое дело требует опыта и знаний. Сегодня специализированные области стремятся перевести в безликую общую норму "госуслуги", но между госуслугами для коммерческого применения и социального – пропасть, - комментирует Сергей Ефимов. - Поэтому самое малое, что можно сделать при показном желании чиновников внедрить "свое" - это оставить возможность получения бумажных правоподтверждающих документов, пусть даже за небольшую доплату, и сохранить такую возможность еще на срок не менее 25 лет. Жизнь покажет".