Иван
Петров
07.06.2021

Масштабная современная система фиксации правонарушений и отслеживания угнанных транспортных средств будет развернута на территории страны до конца года.

"Паутина", по оптимистичным прогнозам экспертов, в разы уменьшит число угонов и поможет быстро раскрывать преступления на дорогах. Подробности — в материале "Известий".

Не просто камеры с проводами

Уже к декабрю текущего года сотрудники МВД в регионах начнут использовать специальное программное обеспечение "Паутина". Речь идет об очередном этапе развития центров автофиксации административных правонарушений (ЦАФАП). "Паутина" также связана с системой "Поток". Искусственный интеллект объединяет и систематизирует данные с видеокамер на дорогах о конкретном автомобиле. Новшество уже работает в столице и ЦФО и уже существенно облегчило работу дорожной полиции.

О функционале "Паутины" "Известиям" рассказал источник из профильного подразделения полиции.

По данным ЦОДД, в Москве за пять лет работы ЦАФАП количество угонов снизилось с 8,7 тыс. до 1,6 тыс. в год (почти в 5,5 раза). На текущий момент в "Паутину" интегрированы оперативные службы 16 регионов ЦФО.

— По сути, это "умная" база данных, которая, ориентируясь прежде всего на номерной знак, выстраивает путь автомобиля и выдает другую важную информацию о конкретной машине. Она постоянно совершенствуется. Не так давно в "Паутину" была интегрирована возможность позиционирования и отслеживания автомобилей с помощью спутниковой системы ГЛОНАСС, — говорит офицер. Система имеет прямой доступ к массиву информации о машине-нарушителе и позволяет проанализировать ее историю перемещений до ДТП. Также "Паутина" позволяет проанализировать отбракованные снимки (например, где нечетко читается номер), что также помогает в полицейской работе.

— Проблема сейчас в том, что не хватает опытных кадров для использования всех возможностей системы. По моему опыту, не все сотрудники, которые занимаются розыском транспортных средств, умеют использовать возможность поиска нужного ТС, например с помощью системы ГЛОНАСС. А такая возможность, пусть и в пилотном режиме, уже существует в "Паутине". При должном подходе в умелых руках эта технология станет прорывом, — считает собеседник "Известий". Он напомнил, что все новые автомобили на сегодняшний день поступают в продажу с предустановленной системой спутникового позиционирования.

Старое на новое

По словам Захара Глушкова, члена Ассоциации юристов России, система "Паутина", стабильно работает в Центральной части России и проходит обкатку и тестирование достаточно давно.

— Устаревшие системы позволяют получить видео- и фотофиксацию только в момент нарушения, на определенном участке дороги и при определенных обстоятельствах. Старые системы часто дают сбои — в результате возникает большая волна незаконных постановлений о привлечении водителей к административной ответственности. И, как следствие, много таких постановлений обжалуется в суде и отменяется, — говорит юрист. Он положительно оценивает саму идею создания "Паутины".

— У нее ряд преимуществ — централизованная, современная. Это позволяет сэкономить время граждан для обжалования штрафов, к примеру. Системе доступен анализ проездов, снимки и видео в реальном времени. По всем задумкам и идеям система будет полезна и принесет результат

Поможет ли против угонов?

Однако касательно одной из главных заявленных функций — борьбы с угонами — Глушков проявил определенный скепсис.

— Вряд ли можно будет говорить о резком снижении угонов автомобилей премиум-класса. Если речь идет о преступлениях, совершенных организованными преступными группами под заказ, то шансов разыскать машину хоть и станет больше, но незначительно. К любому замочку можно подобрать ключик и маскировку. Технологический прогресс в криминальном мире, к сожалению, быстрее уходит вперед.

Глушков считает, что система больше предназначена для профилактики правонарушений и контроля за соблюдением водителями ПДД. Кроме того, новый софт стал более удобным для пользователей.

По словам эксперта по розыску угнанных транспортных средств, проблема угона дорогих автомобилей сегодня связана с медлительностью процедуры подачи автомобиля в розыск.

— Машину угоняют в 4 часа утра, допустим. В лучшем случае в 7 утра хозяин звонит в "102". Через несколько часов машина в розыске по Москве, в Московской области. Но к этому времени перегонщик уже на трассе "Дон". В лучшем случае сыщики ставят машину в федеральный розыск на вторые сутки. Времени хватает, чтобы пересечь границу, — говорит бывший оперативник, ныне специалист службы безопасности одной из транспортных компаний. По его словам, значительная часть автомобилей уходит в Казахстан, а оттуда в другие страны Средней Азии.

То, что делает сегодня "Паутина" самостоятельно, раньше сыщикам приходилось делать вручную.

— Искали фото машины в московских базах, потом в область ехали, там смотрели и так далее по всему маршруту следования машины. Теперь все упрощено. "Паутина" здорово облегчит жизнь силовикам, — говорит собеседник.

Кого пустят посмотреть

Есть еще один важный юридический нюанс, которые делает новую систему полезной не только силовикам. Данные камер "Паутины" можно будет использовать не только полиции, но и адвокатам, считает партнер адвокатского бюро "Щеглов и партнеры", Дмитрий Сурков.

— Эта система будет способствовать защите прав граждан, поскольку на запрос адвокатом зафиксированных в системе "Паутина" сведений о месте нахождения или передвижения автомобиля его доверителя по закону нельзя отказать. Кроме того, система будет способствовать раскрытию и расследованию преступлений, связанных с эксплуатацией транспортных средств, — считает адвокат.

По сути, система "Паутина" является и средством объективного контроля, и дополнительной гарантией и защитой прав и свобод для граждан, соблюдающих правила дорожного движения, говорит зампредседателя коллегии адвокатов "Корчаго и партнеры" Тимур Баязитов.

— Например, в США такая система действует уже давно и очень помогает правоохранительным органам в раскрытии и расследовании преступлений.

Ранее сообщалось, что компоненты "Паутины" станут частью системы электронного обжалования штрафов в рамках портала госуслуг. Соответствующие поправки вступают в силу в сентябре 2021 года. Процедура будет описана отдельным постановлением правительства.

Новости из связанных рубрик