28.05.2021

Законопроект направлен на регулирование интернет-площадок с аудиторией более пятисот тысяч пользователей в сутки, распространяющих информацию на русском языке, и рекламу, направленную на привлечение внимания пользователей из России

В пятницу состоялось заседание Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, где рассматривался законопроект о "приземлении" IT-компаний. В обсуждении законопроекта на заседании Комитета приняли участие представители иностранных компаний AliExpress, IHerb, Huawei Technologies, Wikipedia, а также представители общественных объединений.

Комитет рекомендовал Государственной Думе принять законопроект в первом чтении.

"Наш законопроект обусловлен не наличием претензией к каким‑то ресурсам, а исключительно необходимостью установления четкого и понятного механизма взаимодействия и обратной связи как с российским государством, так и с российскими гражданами, организациями и общественными структурами. Прежде чем законопроект был внесен в Государственную Думу, мы долго его прорабатывали и обсуждали с отраслью, с уполномоченными структурами именно для того, чтобы эта норма была не декларативной и могла бы быть реализованной", — рассказал Председатель Комитета Александр Хинштейн.

Сейчас под требование закона подпадают около 20 зарубежных информационных ресурсов, в том числе это соцсети Facebook, Instagram, TikTok, Twitter, видеохостинг YouTube, поисковая система Google, мессенджер WhatsApp.

"Мы сталкиваемся с очень непростой ситуацией, когда крупнейшие IT-ресурсы, которые активно работают на территории Российской Федерации, ориентируют свой продукт, в том числе рекламного характера, на российскую аудиторию и при этом отказываются от какого‑либо конструктивного диалога с Россией в разных ее сферах — начиная от государства и заканчивая гражданами, пользователями, общественными организациями, СМИ", — сказал парламентарий.

Александр Хинштейн добавил, что сегодня такой диалог зачастую является односторонним. Это подтверждает ситуация с Twitter, в адрес которого Роскомнадзор направил 24 тысячи требований об удалении запрещенного контента, но компания так и не отреагировала.

Если компания не будет соблюдать требования, сначала ее будут стимулировать к их выполнению экономическими мерами. Так, например, пользователям сообщат о нарушении ресурсом российских законов, а самой компании запретят размещать рекламу и рекламировать сам сайт, ограничат платежи и переводы через этот ресурс. Также могут запретить выдавать ресурс в поисковиках, замедлить трафик работы или даже заблокировать.

"Искренне надеемся, что государству не придется применить ни одной из этих "мер понуждения", а IT-гиганты без труда выполнят условия "приземления", — добавил глава Комитета.

Доработка и реализация законопроекта

Директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко отметил, что законопроект создает условия для регистрации представительств иностранных компаний на территории РФ. Вместе с тем на сегодняшний день их открытие представляет собой процедуру, требующую подготовки пакета документов в Минюст и личного присутствия представителей, что в период пандемии может быть затруднено.

"В рамках обсуждения второго пакета мер поддержки отрасли говорилось в том числе о создании цифрового резидентства – то есть простой и прозрачной процедуре дистанционной регистрации юридических лиц и представительств иностранных компаний. Думаем, что российским компаниям также пригодилась такая возможность", — сказал представитель РАЭК.

Сергей Плуготаренко также предложил провести дополнительный анализ на предмет исключения любых препятствий для российских IT-компаний, планирующих работать с иностранными представительствами.

Заместитель премьер-министра Республики Татарстан Роман Шайхутдинов, выступая на заседании Комитета, сообщил, что Иннополис готов с каждой компанией из перечня законопроекта о "приземлении" проработать их резидентство. "Инновационный центр может выполнять функции как офлайнового, так и цифрового резидентства", — сказал Роман Шайхутдинов.

Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Алексей Пушков подчеркнул, что после принятия закона еще предстоит его последовательное применение. "Мы должны быть готовы к тому, чтобы законы не просто находились на бумаге, но и применялись на практике", — сказал он.

Алексей Пушков также отметил, что крупнейшие иностранные корпорации не следует воспринимать как партнеров. По его оценке, все они в лучшем случае являются контрагентами для России. "Компании не просто занимаются обычным бизнесом, они пытаются навязать свои способы рекламы, свою приоритизацию услуг и так далее, то есть навязывание определенных бизнес-практик, которые противоречат законам государства", — пояснил он.

"Мы должны исходить из того, что у нас есть очень серьезный козырь в этих взаимоотношениях – уходить с российского рынка они не хотят", — заключил Алексей Пушков.

Новости из связанных рубрик