Социальные сети берут под контроль
Законопроект №223849-7 о внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (в части установления особенностей распространения информации в социальной сети) был внесен на рассмотрение в Госдуму 12 июля 2017 г. и прошел первое чтение 12 апреля 2018 г., со сроком представления правок в 30-дневный срок. После более чем двухлетнего перерыва, 21 декабря 2020 г., Комитет по информационной политике, информационным технологиям и связи вернулся к законопроекту и предложил его принять во втором чтении, которое состоялось 22 декабря. Законопроект прошел второе чтение и на сегодня, 23 декабря, комитет предложил принять законопроект в третьем, окончательном чтении.
Инициаторами проекта значатся депутаты Государственной Думы Сергей Боярский, Андрей Альшевских, представляющие фракцию "Единая Россия", а также члены Совета Федерации Андрей Климов и Людмила Бокова. В ходе рассмотрения законопроекта происходили дополнения состава инициаторов проекта, а также снятие инициаторами фамилий с законопроекта. Например, Людмила Бокова и Андрей Климов присоединились к работе над законопроектом 4 апреля 2018 г.
В тексте документа дается определение социальной сети с указанием количества пользователей. Социальная сеть, согласно документу, - это сайт и (или) страница сайта в сети интернет, и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются их пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц информации на государственном языке РФ, государственных языках республик в составе РФ и иных языках народов РФ, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, и доступ к которым в течение суток составляет более 500 тыс. пользователей сети интернет, находящихся на территории РФ.
В законопроекте прописано, что обязан делать владелец социальной сети. Например, ограничивать доступ к информации пользователя, если она соответствует признакам информации, распространение которой в РФ запрещено.
Кроме того, в документе вводятся правила пользования социальной сетью. Владелец социальной сети должен будет разместить в такой сети документ, устанавливающий правила использования социальной сети. Правила должны содержать, например, не противоречащие законодательству РФ требования к распространению в социальной сети информации, права и обязанности пользователей социальной сети и прочие пункты.
В законопроекте закреплено, что Роскомнадзор ведет реестр социальных сетей. Законопроект формулирует процедуру признания Роскомнадзором информационного ресурса социальной сетью. Для этого ведомство организует мониторинг информационных ресурсов, утверждает методику определения количества пользователей информационного ресурса в сутки, вправе запрашивать у владельца социальной сети и иных лиц информацию, необходимую для ведения такого реестра.
Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2021 г., сказано в проекте закона.
21 декабря на последнем в этом году заседании Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи депутат Госдумы от "Единой России" и председатель комитета Александр Хинштейн сказал, что законопроект - продолжение линии на наведение порядка в интернете и его очищения от негативного контента. "Наша поправка в закон не носит репрессивного характера и предлагает понятный, прозрачный механизм взаимодействия владельца соцсети с Роскомнадзором. При этом мы все исходим из сознательности самой соцсети, поскольку добровольно удалять предлагается однозначно незаконный контент и дается его исчерпывающий перечень", - сообщил Александр Хинштейн. Депутат отметил предусмотренное поправкой право обжаловать решение соцсети пользователями, чьи страницы в ней заблокировали.
Роскомнадзор считает законопроект своевременным и востребованным. "С каждым годом объем вредоносной информации, распространяемой в социальных сетях, растет. Если в 2017 г. выявлено 104 тыс. фактов распространения подобной информации, то в 2018 г. - 119 тыс. По итогам 2020 г. этот уровень может быть превышен. Цель нового законопроекта - повысить оперативность выявления и удаления из соцсетей социально опасной информации, - рассказала корреспонденту ComNews пресс-служба Роскомнадзора. - Социальные сети и сейчас ведут работу по удалению неприемлемой информации: большая часть запрещенного контента удаляется. С принятием законопроекта эта работа станет более эффективной. Например, треш-стриминг нужно выявлять и блокировать сразу, в онлайне. Это возможно только силами соцсетей".
Пресс-служба Роскомнадзора подчеркнула, что, благодаря законопроекту, к социально значимой деятельности по выявлению и удалению запрещенного в России интернет-контента подключаются сами социальные сети. "Объединение усилий государства и интернет-сообщества позволит сделать интернет более комфортным и безопасным для граждан, особенно для детей и подростков. Роскомнадзор готов к исполнению требований законопроекта. Санкции в отношении социальных сетей законопроектом не предусмотрены".
Однако представители соцсетей от комментариев отказались. "ВКонтакте" сказали, что не комментируют законопроекты. В "Одноклассниках" - что не комментируют именно эту историю.
Гендиректор ООО "ОрдерКом" Дмитрий Галушко против законопроекта, он уверен: цель у законопроекта одна - иметь власть над онлайн-контентом в стране. "Именно соцсети влияют на умы людей: по последним опросам большинство россиян не смотрят телевизор. Получается ли, что, если пользователей не 500 тыс., а 499 тыс., то соцсети могут не исключать "вредный" контент? Не важно, что меньшинство смотрит "запрещенку". Важно, что большинство не сможет смотреть", - сказал Дмитрий Галушко. Он отметил, что Роскомнадзор будет исполнять техническую функцию, реально в реестр будет предлагать фигурантов ФСБ (как с организаторами распространения информации).
Владелец юридической фирмы Axis Pravo Алексей Сулин считает, что намерение государства взять под контроль размещение информации в социальных сетях объяснимо. "Вместе с тем ресурсы, которые будут задействованы, едва ли оправдывают эту цель. На Роскомнадзор ложится огромный пласт работы. Во-первых, это работа с самими социальными сетями. И дело здесь не в ведении реестра, коммуникациях с хостинг-провайдерами и т.д. Учитывая количество социальных сетей с суточной посещаемостью более 500 тыс. - такие социальные сети можно пересчитать по пальцам, - ведение реестра не составит труда. Однако закон дает право владельцу социальной сети в случае возникновения сомнения в законности того или иного сообщения пользователя направить соответствующий запрос в Роскомнадзор, который должен его обработать, направив в профильное ведомство по системе взаимодействия. Принимая во внимание количество пользователей и спорных сообщений, которые они размещают, а также вполне объяснимое желание социальной сети подстраховаться, это может быть огромный вал работы. Таким образом, нагружается не только сам Роскомнадзор, но и другие ведомства, - объясняет Алексей Сулин. - Во-вторых, каждый пользователь, информацию которого заблокировала социальная сеть, имеет теперь право обратиться с жалобой к владельцу социальной сети, а затем и в Роскомнадзор, а ведомство должно эту жалобу рассмотреть и, в случае, если она обоснованна, предписать социальной сети устранить необоснованную блокировку информации. Представляется, что после вступления закона в силу, не только на Роскомнадзор ляжет немалая нагрузка, но дополнительная нагрузка постигнет и социальные сети, которые будут вынуждены не только отлавливать незаконную информацию, но и установить у себя специальное программное обеспечение, предлагаемое Роскомнадзором, для подсчета количества пользователей сети".
Аналитик "Фридом Финанс" Валерий Емельянов считает, что данный законопроект противоречит Конституции РФ и большинству международных положений, хотя по форме он отдаленно напоминает некоторые приемы регулирования соцсетей, принятые в США и Европе. "Только там речь о том, что компании, владеющие интернет-площадками, мониторят ленту с помощью искусственного интеллекта и удаляют только то, что связано с вопросами дискриминации или рекламой криминальных видов бизнеса. В российских реалиях закон будет работать выборочно, потому что невозможно в ручном режиме модерировать такой объем постов. Вероятно, будут угрозы штрафов только в отношении российских соцсетей и только по запросу со стороны спецслужб, которые уже имеют штат людей, проверяющих содержимое соцсетей. У Роскомнадзора не настолько большой бюджет и коллектив, чтобы превентивно зачищать интернет от мусорной рекламы и неудобных высказываний, - комментирует Валерий Емельянов. – В законопроекте заложена явная нестыковка между формой и содержанием. Под указанное определение могут попасть крупные интернет-форумы, но не попасть чисто мобильные платформы вроде мессенджеров, где есть широкая аудитория и разбивка по аккаунтам. Терминология законопроекта в целом спорная. Не удивлюсь, если документ будет сильно видоизменен либо отменен вовсе как бесперспективный. Facebook тратит на модерацию сейчас около $900 млн в год. У него штат из подрядных редакторов на 15 тыс. человек. Его планируют увеличить вдвое в ближайшие месяцы, то есть довести расходы примерно до $2 млрд. Это чуть больше 2% годовой выручки компании. В масштабах российских соцсетей, которыми владеет Mail.ru, речь может идти о сумме 1-1,5 млрд руб. в год. Опят же это около 2% оборота, то есть до 10% чистой прибыли. Для компании это было очень ощутимо".