СЗО по требованию
22 декабря 2020 г. заканчивается независимая антикоррупционная экспертиза совместного проекта приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Министерства просвещения РФ "Об утверждении требований к подключению и доступу, включая требования к передаче данных, государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы общего и среднего профессионального образования, избирательных комиссий субъектов РФ и территориальных избирательных комиссий к единой сети передачи данных".
Требования устанавливаются в целях создания единой сети передачи данных (ЕСПД), а также подключения и доступа к ней (включая передачу данных) социально значимых объектов (СЗО). Требования устанавливают скорость передачи данных между СЗО и ЕСПД в обоих направлениях: для образовательных организаций, находящихся в городских поселениях, - не менее 100 Мбит/с, для образовательных организаций, находящихся в сельских поселениях, - не менее 50 Мбит/с. Не допускается организация каналов связи локальных сетей, предназначенных для передачи данных СЗО через интернет. Присоединение локальных сетей к точкам присоединения ЕСПД осуществлять по волоконно-оптическим линиям передачи.
Пресс-служба Минцифры России рассказала корреспонденту ComNews, что ответственность за неисполнение требований может наступать либо в соответствии с федеральным законом, либо в соответствии с госконтрактом (договором). "Это общий принцип ответственности в российском законодательстве. Ответственность за несоблюдение характеристик подключения прописана в госконтрактах, заключаемых Минцифры России, субъектами и операторами связи. План проверок на 2021 г. будет разработан в случае принятия соответствующего решения руководством Минцифры России. В настоящее время проверки осуществляются Минцифры", - пояснила пресс-служба ведомства.
В ноябре 2019 г. правительство РФ распорядилось (приказ №2757-р) о назначении "Ростелекома" единственным исполнителем услуг по подключению школ к интернету в 2019-2020 гг. В пресс-службе "Ростелекома" воздержались от комментариев.
Эксперт в сфере государственных ИТ Альберт Бертяков считает, что проект приказа чисто технический - он просто фиксирует параметры подключений, на которые будут ссылаться в тех контрактах, по которым будет происходить подключение СЗО. "Кстати, все эти контракты до конца 2021 г. уже заключены - конкурсы проходили в прошлом году, контракты трехлетние. Изменить стоимость контрактов в сторону увеличения "Ростелеком" может только при увеличении количества подключаемых объектов - другого варианта увеличения цены по 44-ФЗ нет. "Ростелеком" не получает прямые выплаты из бюджета - он получает деньги в оплату услуг от госзаказчиков. Иногда, правда, у него бывают целевые субсидии из бюджета на выполнение конкретных мероприятий по нацпроекту "Цифровая экономика", но в последний раз две таких субсидии были в 2019 г., и больше мероприятий, где бы "Ростелеком" мог получить субсидии, я навскидку не припомню. Насчет самих требований - не готов комментировать. Навскидку я не увидел принципиальной разницы в технических параметрах подключений, которые были в самом первом приказе и которые прописаны сейчас", - рассказал Альберт Бертяков корреспонденту ComNews.
Подобный приказ с такими требованиями Минцифры приняло в июне 2019 г. (приказ от 07.06.2019 №261). Но в том же году требования были отменены (приказ от 19 декабря 2019 г. №869). "Отмена приказа о требованиях обусловлена тем, что документ не зарегистрирован Минюстом России. К каждой новой редакции документа Минюст выдвигал замечания, в результате чего потребовалось отменить прежнюю версию документа и подготовить новую", - рассказала пресс-служба Минцифры корреспонденту ComNews.
На вопрос корреспондента ComNews, почему требования Минцифры то принимало, то отменяло, Альберт Бертяков сказал: "Ответ трагикомический и в общей формулировке выглядит так: потому что в Минцифры не умеют писать приказы". "Смотрим на хронологию. В июне 2019 г. замминистра Олег Иванов подписывает первый приказ, будучи какое-то время врио министра, после чего приказ отправляется на государственную регистрацию в Минюст. Если посмотреть на дату и преамбулу второго приказа, которым первый приказ отменен, то возможны только два варианта - приказ вернулся из Минюста без регистрации или Минцифры само отозвало приказ из Минюста. По датам видно, что между приказами прошло шесть месяцев. Три месяца - стандартный срок "зависания" приказов в Минюсте. То есть, скорее всего, приказ завернул Минюст, а не само Минцифры его отозвало. Из-за чего Минюст мог завернуть приказ? Конечно, не из-за несогласия с техническими параметрами подключения СЗО. А вот из-за наличия большого количества определений и терминов - запросто. Минюст очень не любит, когда какие-либо терминологические определения вводятся ведомственными актами - практически все подобные приказы заворачиваются Минюстом на переделку. Странно, что в Минцифры не знали этого. Возможно, одновременно с министром, который в момент издания приказа был либо в отпуске, либо на какой-нибудь региональной конференции, отсутствовал и юрист, который знал, что подобные номера у Минюста не проходят. Скорее всего, через три месяца приказ, как положено, вернулся из Минюста, и еще три месяца в Минцифры сочиняли "отменяющий" приказ. Если новый проект приказа появился на свет через год с лишним после отмены предыдущего "косого" приказа, то у меня нет разумных объяснений на этот счет - я могу только развести руками", - прокомментировал Альберт Бертяков.
Счетная палата в декабре 2020 г. выступила с критикой проекта по проведению интернета на социально значимые объекты: победители аукциона могли подключать школы и больницы, которые и до этого имели доступ к Сети. "В рамках проекта оснащения интернетом СЗО "Ростелеком" мог частично подключать организации, которые уже имели доступ к Сети, - к такому выводу пришла Счетная палата по итогам проверки целевого использования средств "Ростелекомом" на реализацию мероприятий национальной программы "Цифровая экономика". - В перечень для подключения СЗО могли попасть и те, у кого уже был доступ к Сети с необходимыми минимальными техническими параметрами". В отчете указано, что у исполнителей проекта нет информации об уже действующих контрактах с другими операторами, раскрывать эти сведения провайдеры не обязаны.
Альберт Бертяков думает, что после публикации отчета Счетной палаты о проверке "Ростелекома" вероятность подобного риска сильно уменьшилась. "Аудиторы показали, что готовы тщательно перепроверять десятки, если не сотни, страниц приложений к контрактам, где перечисляются пункты подключений, и находить в них "косяки", допущенные не в пользу бюджета. Да и Минцифры, как заказчик этих контрактов, теперь тоже будет все перепроверять, потому что и в адрес министерства по итогам проверки Счетной палаты тоже прилетело определение. Получить вторую "желтую карточку" не захочет никто", - резюмировал эксперт.