© ComNews
11.11.2020

Компания "Казань-Телематика" разработала и внедрила инновационную технологическую платформу для Центральной Кольцевой Автомобильной Дороги (ЦКАД). На сегодняшний день это самая насыщенная технологиями автомагистраль в России.

Некоторые ее функциональные модули уникальны для российского рынка. Это система безостановочной оплаты проезда, интеллектуальная система управления дорожным движением нового поколения и единая система взимания платы. Кроме того, в рамках запуска ЦКАД была протестирована возможность взаимодействия интеллектуальной транспортной инфраструктуры с беспилотными и подключенными автомобилями.

ЦКАД стала первой в РФ дорогой, на которой создана безбарьерная система оплаты проезда. Программно-аппаратное решение, работающее по принципу "Свободный поток", адаптировано к сложным погодным условиям. Оно позволяет рассчитываться за фактически пройденный участок платной трассы не снижая скорости. Система автоматически классифицирует автомобили и распознает их номерные знаки, выставляя счета, которые можно оплатить через мобильное приложение, личный кабинет на сайте или с помощью транспондера.

Вместе с системой "Свободный поток" на ЦКАД в России запущена единая система взимания платы (ЕСВП), которую также разработали инженеры Концерна НТС (компания "Казань-Телематика" входит в концерн "НТС"). Платформа собирает всю информацию об использовании платной автодорожной инфраструктуры (как free flow, так и систем барьерного типа), обрабатывает ее, выставляет счета и проводит транзакции. ЕСВП объединяет в единую систему все платные магистрали страны, что дает возможность запускать сложные и комбинированные тарифы и разрабатывать для пользователей дополнительные удобные сервисы.

Внедренная на ЦКАД система автоматического управления дорожным движением нового поколения собирает и обрабатывает информацию о погодных условиях, авариях, о плотности транспортных потоков и образовании заторов, о появлении на дороге посторонних предметов, пешеходов или животных. Данные поступают с датчиков и камер.

По итогам их обработки запускаются сценарии, соответствующие ситуации на дороге. Если инцидент представляет опасность для участников дорожного движения, то информация выводится на информационные табло и знаки участка ЦКАД. Водители также могут получать предупреждения через подключенные к дорожной инфраструктуре бортовые устройства автомобилей, а в будущем - на личные смартфоны через мобильное приложение.

Интеллектуальная дорожная инфраструктура автомагистрали может взаимодействовать с беспилотными транспортными средствами. Эта опция была продемонстрирована в рамках церемонии запуска третьего участка ЦКАД, по которому проехал беспилотный грузовик. Участок дороги оснащен подключенной инфраструктурой, объединенной в собственную локальную скоростную беспроводную сеть передачи данных. Это камеры с системами видеоанализа в реальном времени, сенсоры, датчики и другие устройства, информация с которых используется для предотвращения аварийных ситуаций, предупреждения водителей и беспилотных ТС о необходимости сделать маневр, снизить скорость, сменить полосу и так далее.

"Интеллектуальная транспортная система нового поколения, помимо автоматической системы управления дорожным движением, включает в себя функции контроля движения подключенных и беспилотных автомобилей и обмена данными с ними по защищенному протоколу (V2X). Это самая современная система управления дорожным движением. Умная дорога оснащается подключенной инфраструктурой, объединенной в собственную локальную скоростную беспроводную сеть передачи данных. Это камеры с системами видеоанализа в реальном времени, сенсоры, датчики и другие устройства, информация с которых используется для предотвращения аварийных ситуаций, предупреждения водителей и беспилотных ТС о необходимости сделать маневр, снизить скорость, сменить полосу и так далее. Например, если на полосе заглох трактор или переходит дорогу в неположенном месте пешеход. Скорость реакции в таких ситуациях критична, именно это позволяет говорить о том, что движение по умным дорогам безопаснее и комфортнее. Дорога координирует движение так, чтобы все участники могли быстрее добраться в пункт назначения. На основе ИТС может создаваться множество сервисов для водителей и пассажиров", - рассказал представитель "Казань-Телематика" ComNews.

Тестовые запуски показали, что комплексное решение для автоматического управления дорожным движением на ЦКАД может стать важным элементом экосистемы безопасных беспилотных грузоперевозок. Это позволит на порядок снизить себестоимость роботизированных транспортных средств и ускорит процесс цифровизации транспортно-логистической отрасли.

Решения Концерна "Национальные телематические системы", реализованные на ЦКАД, обладают большим экспортным потенциалом и будут поставляться на международные рынки. Прежде всего, на те, где уже присутствует группа компаний: в СНГ, страны Южной, Передней и Юго-Восточной Азии, а также Латинскую Америку.

Преимущества "Свободного потока": Повышение средней скорости движения ТС в несколько раз: повышает пропускную способность в несколько - если в среднем барьерная система имеет пропускную способность 350 - 1200 авто в час, то "Свободный поток" обеспечивает 1800 авто в час. Снижение количества ДТП (перед пунктами оплаты водители перестраиваются и тормозят, это повышает аварийность). Снижение расхода топлива (автомобили совершают меньше разгонов и торможений). Повышение комфорта проезда без шлагбаумов и остановок. Сокращение времени в пути. Меньший вред для экологии (автомобили меньше стоят и выбрасывают меньше вредных веществ)

Меньшие расходы на масштабирование: не нужно строить барьерные рамки с шлагбаумами.

Строительство систем "Свободного потока" более выгодно и экономически: на 65% ниже затраты на один проезжающий автомобиль, на 60% ниже капитальные и операционные затраты на организацию и обеспечение функционирования системы взимания платы.

Новости из связанных рубрик