Обучение в России уходит в онлайн
Большой интерес за последние несколько месяцев вызвали и курсы, посвященные красоте и психологии. Образовательные программы для профессионального развития гораздо менее популярны.
По сообщениям пресс-службы, число клиентов Сбербанка, оплачивающих образовательные услуги в интернете, выросло вдвое с началом самоизоляции в апреле этого года. Затем аналитики наблюдали плавное снижение, которое продлилось до конца лета. Однако уже в августе интерес к таким курсам и семинарам начал снова расти, главным образом за счет ресурсов для детей и школьников.
При этом средняя стоимость онлайн-курсов упала в апреле с 2984 руб. до 2011 руб., а для зарубежных программ - с $64 до $29. Иными словами, россияне стали проявлять больше интереса к коротким программам и отдельным материалам.
В апреле резко выросла - с 22% до 27% - доля клиентов, которые оплачивали услуги образовательных площадок для школьников (uchi.ru, umschool, "Вэбиум" и т.п.). Кроме того, на время самоизоляции и закрытия фитнес-клубов заметная часть клиентов приобрели самые разные программы тренировок - их доля выросла с 2% до 4%, а летом - до 6%. Вместе с ними показали рост курсы личностного развития и продвижения (психология, бьюти-курсы и т.п.).
При этом популярность платных программ на крупных образовательных мультиплатформах (Coursera, edx, Khan Academy) остается довольно низкой и, по данным "СберИндекса", превышает 1%.
Доцент кафедры маркетинга РЭУ им. Г.В. Плеханова Инга Корягина рассказывает, что в 2019 г. за полгода пандемии в российское онлайн-образование инвестировано $34,5 млн. По ее словам, инвестиционные направления совпадают с общемировыми: общее среднее и дополнительное школьное образование, дополнительное профессиональное образование и корпоративное образование.
Инга Корягина отмечает, что на платформе Coursera за период карантина зарегистрировалось в восемь раз больше студентов, чем за тот же период год назад. Пользователи записались на занятия более полумиллиона раз, что в пять раз больше, чем год назад. "На некоторых платформах трафик с середины марта к середине мая вырос в три раза.
Спрос на обучающие бизнес-курсы со стороны студентов вырос на 16%. С началом пандемии фрилансеры покинули Москву и уехали в свои родные города. Туда же сместился весь свободный капитал и спрос на онлайн-образование. В Москве спрос упал до -8%", - говорит Инга Корягина.
Рост востребованности школьного контента Инга Корягина объясняет тем, что школы перешли на дистант. "Спрос на образовательные онлайн-курсы вырос в 2-2,5 раза в коммерческом направлении, и в пять раз - в некоммерческом", - сообщила Инга Корягина. По ее словам, востребованность образования всегда увеличивается в кризис. "Родители будут искать пробелы в знаниях своих детей и пытаться устранять их при помощи онлайн-курсов. Взрослые будут наращивать свои компетенции и расширять навыки при помощи кратких бизнес-курсов", - подчеркивает Инга Корягина. По ее оценке, будут популярны также темы здоровья, особенно психического, программирование, финансы, темы повышения квалификации для карьеры.
Директор Научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Борис Илюхин говорит, что увеличение числа пользователей "школьных" учебных ресурсов в начале апреля вполне естественно и связано с фактической отменой занятий. Весенние каникулы были продлены на неделю, а четвертая четверть началась уже в режиме "дистанционного обучения". Часть учителей стала ориентировать детей на бесплатные обучающие ресурсы, а родители, не вполне довольных качеством занятий (низкая скорость интернета при трансляции из школы и др.) начали искать платную замену.