Эволюция ОФД
Об этом, а также о том, как меняется рынок технологий и сервисов от операторов фискальных данных, рассказали Сбербанк и ИТ-компания "Платформа ОФД" (входит в группу "Сбербанк") вчера на конференции.
Четыре года назад, с появлением рынка онлайн-касс и операторов фискальных данных, начался новый этап технологического изменения сферы розничной торговли и услуг. Возникли сервисы для бизнеса, связанные с управлением и анализом продаж, автоматизацией бухгалтерских задач, работой с официальной отчетностью, маркировкой товаров.
За четыре года работы системы ОФД сформировался отдельный пласт Big Data, основанный на агрегированных фискальных данных. Возникли сервисы для бизнеса по анализу продаж, автоматизации бухгалтерских задач, работе с отчетностью, маркировкой товаров.
"Платформа ОФД" до конца 2020 г. бесплатно предоставляет сервис "Сравнение с рынком", помогающий малому бизнесу анализировать рыночное окружение и сравнивать свои показатели с другими в отрасли.
С марта по июнь "Платформа ОФД" готовила еженедельные сводки о состоянии розницы для органов власти и Сбербанка. С марта по август выпустила более 60 публичных исследований о потребительском поведении.
Как сообщил на пресс-конференции гендиректор "Платформы ОФД" Алексей Баров, активность касс "Платформы ОФД" сегодня на уровне 92-93% от допандемийного уровня. "Это связано с тем, что потребительская активность еще не полностью восстановилась в сферах, больше связанных с малым бизнесом, а также в отраслях развлечений, фитнес-индустрии и ряде других секторов услуг, - рассказал он. - Сейчас на рынке операторов фискальных данных первая десятка игроков занимает 85% рынка (по числу онлайн-касс), а внутри этой десятки около 30% приходится на "Платформу ОФД". В целом доля компании, по аналитическим оценкам на рынке, 28,5% по числу касс и 32% по числу ИНН (клиентов). В структуре выручки компании дополнительные сервисы, то есть не основная услуга ОФД - передача чеков в ФНС, сейчас занимают около 40%. Нам помогает то, что мы часть экосистемы Сбербанка: кроме клиентов он поставляет еще и технологии. Экспертиза и объем данных компании растут. Наша задача - помогать предпринимателю в увеличении продаж, снижении издержек по "рутинным" операциям бизнеса, упрощении взаимодействия с ФНС и другими госорганами. Очевиден запрос клиентов на простые, удобные и доступные сервисы. На базе действующих сервисов ОФД будут появляться новые решения для автоматизации процессов бухгалтера, менеджера, владельца бизнеса. Планируем также развивать партнерства по продуктам на данных с различными владельцами Big Data. Мы рассчитываем, что 2020 г. закроем плюсовым итогом, если не решим инвестировать, то будем прибыльной компанией и в 2021 г.", - отметил он.
Вице-президент Сбербанка, руководитель дирекции по экосистеме юридических лиц Александр Белокопытов сказал, что банк фокусируется на том, чтобы бизнес корпоративных клиентов становился эффективнее. "Возросший интерес к продуктам на основе данных и сервисам "Платформы ОФД" подтверждает, что предприниматель активно интересуется новыми современными решениями. ОФД сегодня гораздо больше, чем чеки и данные. Дальнейшее интенсивное развитие этого направления в экосистеме поможет нашим клиентам находить новые точки роста".
Результаты исследования компаний показали, что доля онлайн-сегмента "Платформы ОФД" с начала года составляла в среднем 10-15%. Доля офлайн-торговли с марта по июнь была на уровне 85-90%. Рост среднего чека покупок россиян оказался выше всего в продуктовой рознице - на 39% выше прошлогоднего уровня, и в электронике - на 26%. "Совокупный объем покупок россиян говорит о перераспределении, но не снижении потребительского спроса в торговле. Очевидна тенденция перехода трат покупателей в сетевые магазины", - считают аналитики компаний.
Алексей Баров рассказал, какие сегменты развивают и планируют наращивать дальше "Платформа ОФД" и Сбербанк: "Новый уровень аналитических сервисов: например, благодаря аналитике ОФД клиенты в секторе магазинов у дома оптимизировали до 30% ассортимента. Обогащение данных ОФД и партнерство с другими владельцами Big Data: например, благодаря партнерству с SEGMENTO разработан продукт в рекламной сфере, и его пользователи недавно смогли увеличить выручку бренда в период рекламной кампании на 14%. Доступные сервисы для бухгалтерии и менеджеров: например, сейчас среднее время подготовки сверки по продажам в компаниях стрит-ретейла занимает 15 минут, когда ранее было 203 часа. Простая и удобная отчетность бизнеса, с четким соблюдением требований закона: например, сейчас среднее время сдачи квартального отчета в ФНС для ИП через наш сервис электронной отчетности составляет 3 минуты, с учетом загрузки и документа, и его проверки на ошибки".