Космические стартапы требуют крови, пота и слёз
Возглавил новый проект Олег Мансуров, создатель Всероссийского конкурса "Цифровой прорыв", финальный хакатон которого стал крупнейшим в мире и вошел в книгу рекордов Гиннесса.
Олег Мансуров сказал корреспонденту ComNews, что на текущий момент привлечено 300 млн руб. от российских инвесторов, деятельность которых не связана с космической отраслью. "Имена и наименования компаний разглашать мы не можем, лишь скажем, что их трое и сферы их деятельности - нефтяная отрасль, ИТ и производство строительных материалов. Мы запускаем этот проект, в первую очередь чтобы удовлетворить существующий спрос. У нас уже есть предзаказы, поэтому мы понимаем, кто наши клиенты и что им необходимо. Далее будем разрабатывать новые продукты в зависимости от потребностей рынка. В первую очередь мы сосредоточимся на создании ракеты-носителя. Когда у нас будет точное понимание плановых сроков по ее запуску, будем переходить к следующему этапу - разработке буксира и спутниковой платформы. Но уже сейчас три разных коллектива занимаются тремя проектами. Пока мы планируем выпуск продуктов следующим образом: первое - ракета-носитель, второе - платформа и далее буксир", - рассказал Олег Мансуров.
Он отметил: ввиду того, что сейчас нельзя испытывать ракеты вне космодромов, Success Rockets ведет активную работу со всеми игроками рынка, чтобы упростить нормативную базу для допуска частных компаний к тестовым запускам. "Наш проект прежде всего направлен на коммерческий сектор. Мы не исключаем возможности выполнения госзаказов, так как с государственным сектором мы имеем большой опыт работы, знаем их требования и готовы к ним", - ответил Олег Мансуров на вопрос корреспондента о том, не боится ли Success Rockets повторить пример "Даурии Аэроспейс".
Общий бюджет проекта оценивается в $50 млн на четыре года. Первые коммерческие пуски планируется произвести уже в 2024 г. Финансирование проекта осуществляется на данный момент полностью за частные средства российских инвесторов. Кроме того, создатели проекта планируют проведение краудфандинговой кампании.
В первую очередь отдельные аппараты и целые рои спутников планируется использовать для систем связи, телекоммуникаций, беспроводного доступа в интернет и повсеместного внедрения интернета вещей. Последний будет применяться для повышения безопасности гражданской авиации, формирования инфраструктуры в управлении беспилотным транспортом и дронами, в сельском хозяйстве, мониторинге окружающей среды.
Success Rockets видит потенциальным заказчиком новой ракеты-носителя в том числе госкорпорацию "Роскосмос" в рамках программы "Сфера". В "Роскосмосе" не ответили на запрос ComNews.
Планируется, что разрабатываемая ракета будет выводиться на высоту не менее 500 км с полезной нагрузкой более 250 кг, при этом цена за 1 кг не должна превышать $10 тыс. "Первичные расчеты показывают, что решение от Success Rockets может превзойти лидеров отрасли, создав более конкурентоспособный и дешевый продукт. Компания планирует использовать для запуска собственную инфраструктуру на территории Хабаровского или Приморского края. Расположение продиктовано не только требованиями по безопасности и наиболее благоприятными условиями для космических запусков, но и близостью с потенциальными иностранными заказчиками из Юго-Восточной Азии", - заявили в Success Rockets.
В дальнейшем создатели Success Rockets рассматривают возможность разработки морской платформы для запуска ракет в партнерстве с одним из федеральных университетов страны.
Это не первый частный стартап в области ракетно-космической техники за последние годы.
ООО "Космокурс" зарегистрировано в 2014 г. и занимается созданием многоразового суборбитального космического комплекса для туристических полетов в космос. Его генеральный директор Павел Пушкин уверен, что у частных "космических" предприятий есть перспективы. При условии, если компания сможет реализовать достаточно адекватный проект ракеты. "Если про сверхлегкую, то наши первые запуски могут начаться в 2025 г. Но никто пока нам ее не заказывал. В качестве космодромов рассматриваются Плесецк и Байконур. Шансы с классической ракетой попасть на эти космодромы есть. Про Success Rockets первый раз слышу. То, что в инфоповоде написано, вызывает некоторые сомнения: и по срокам, и по деньгам, и вообще по реализации. Я пока даже не знаю кто они такие и что предлагают, поэтому рассматривать Success Rockets в качестве конкурента вообще рановато", - рассказал Павел Пушкин корреспонденту ComNews.
ООО "Лин Индастриал" также зарегистрировано в 2014 г. Основные проекты компании - сверхлегкая ракета-носитель "Таймыр" и легкая ракета-носитель "Сибирь". "Лин Индастриал" провела огневые испытания жидкостного ракетного двигателя и протестировала систему управления в реальном полете. Генеральный директор компании Александр Ильин рассказал корреспонденту ComNews, что в данный момент у "Лин Индастриал" два проекта - собственный проект ракеты на топливных компонентах перекись водорода/керосин и совместный с Национальной космической компанией - на жидком кислороде и керосине. "В случае начала полноценного финансирования первого в этом году, возможно выйти на пуски ракеты-прототипа в 2023-2024 гг. и коммерческого изделия - в 2025 г. Второй проект основывается на использовании двигателей, закупаемых у "Роскосмоса". В данном случае при достаточном финансировании выход на коммерческое "изделие" возможен уже в 2023 г. Конечно, все проекты сверхлегких ракет будут конкурировать друг с другом, но на старте это не конкуренция за рынок запусков - а конкуренция за внимание и деньги инвесторов", - рассказал Александр Ильин.
"Лин Индастриал" - компания, которая поставила перед собой амбициозную цель - разработать и довести до коммерческого применения сверхлегкую ракету-носитель. Сегодня микроспутники запускаются в основном в попутных запусках - словно едут все вместе в автобусе, мы же предлагаем новую услугу - "такси" для спутников. Первые инвестиции и поддержку от фонда "Сколково" мы получили осенью 2015 г. - тогда и начали активно работать. К сожалению, через год у основных инвесторов поменялась ситуация в бизнесе и продолжить финансирование проекта даже на небольшом уровне они не смогли. Были попытки взять крупные инвестиции на Кипре, велись переговоры с Казахстаном. Но по факту далее работы продолжались на деньги отдельных спонсоров и пожертвования - на уровне выживания. В том, что частная компания и небольшая, до 100 человек, команда может разработать и построить сверхлегкую/легкую ракету, сомнений нет. Несколько компаний в мире это уже продемонстрировали. Сомнения - что в России можно найти инвестора на такую работу. Найти деньги - это самое сложное для подобных космических стартапов", - посетовал Александр Ильин.
ООО "МТКС" (Многоразовые транспортные космические системы)" - совсем свежий стартап. МТКС зарегистрировано в мае 2019 г. Председатель совета директоров МТКС Сергей Сопов (владеет 74% долей акций компании) тоже считает, что у частных компаний в области ракетно-космической техники есть будущее. "В России пока негативного опыта больше, точнее положительного почти нет. Как раз у частных компаний и есть будущее, а у государства нет. Частные инициативы важны, за ними будущее - это основа всего, хотим мы или нет, мы будем двигаться этим путем. Это дешевле, понятнее. То, что можно продавать, где можно зарабатывать деньги, должно быть создано частниками. Государство неповоротливое, а наше неповоротливое вдвойне", - рассказал он в беседе с корреспондентом ComNews.
Бенефициар оператора спутниковой связи "КА-Интернет" Сергей Пехтерев скептически настроен по отношению к подобным стартапам. Он отметил, что интерес молодого поколения к освоению космоса можно только приветствовать, но хотелось бы, чтобы его представители были ближе к реальности и более серьезно оценивали свои возможности и потребности в финансировании. "Заявленные цели как то ракета-носитель сверхлегкого класса, космический буксир и спутниковая платформа - все в отдельности представляет серьезный технологический проект, каждый из которых, если поставлена задача создать что-то конкурентоспособное на мировом уровне, потребует значительного времени и средств. Если все это можно создать за $50 млн, то почему тогда "Роскосмос" оценивает проект "Сфера" в десятки млрд руб., а например, недавно "Роскосмос" проводил конкурс, на котором только на создание эскизного проекта спутниковой системы "Гонец-М1" - то есть не новой, а модернизации уже существующей системы, и только проект, даже не прототип изделия, не говоря о производстве спутников, их запуске и наземной инфраструктуре - закладывалось 450 млн руб. и срок выполнения проекта - три года. При этом не будем забывать, что любая ракета - это оборудование повышенной опасности и двойного назначения, которую не удастся создать в подвале и испытать в гараже", - сказал Сергей Пехтерев.
Проектному менеджеру Кластера передовых производственных технологий, ядерных и космических технологий фонда "Сколково" Ивану Косенкову интересен тот факт, что объявленные направления - ракета-носитель сверхлегкого класса, космический буксир и спутниковая платформа совпадают с направлениями поддержки проектов, объявленных НТИ. "Вероятно, в ближайшие месяцы мы увидим много проектов, заявляющих о создании ракет-носителей, орбитальных буксиров и спутниковых платформ, претендующих на получение средств по этим технологическим конкурсам НТИ. На самом деле это не может не радовать - мы в фонде "Сколково" со своей стороны будем рады видеть новые команды, способные создавать конкурентоспособные продукты в космической сфере и постараемся по мере наших возможностей их активно поддержать в любых начинаниях. Конечно, успех их зависит в первую очередь от того, насколько "Роскосмос" будет готов воспользоваться их услугами по запуску либо их способностью привлечь заказы из-за рубежа. А до этого еще и насколько госкорпорация будет готова поделиться нормативно-технической документацией, дать доступ к своей испытательной базе. Хочется отметить, что эти проблемы актуальны для всех частных космических проектов в России. Инвесторы проекта очевидно понимают, что играть придется "вдолгую" и никто не обещает им "ничего кроме крови, пота и слез". Хочется пожелать им удачи", - заявил Иван Косенков.