Резидент фонда "Сколково" "Космокурс" объявил о поиске специалистов в области баллистики, динамики полета, проектирования ракет-носителей, разгонных блоков, пассажирских (пилотируемых) космических аппаратов. Проект, который реализует "Космокурс", - создание многоразового суборбитального космического комплекса для туристических полетов в космос.

© ComNews
16.06.2020

На странице "Космокурса" в социальных сетях появилось объявление о поиске специалистов в области баллистики, динамики полета, проектирования ракет-носителей, разгонных блоков или пассажирских (пилотируемых) космических аппаратов. "Этими вакансиями список не исчерпывается", - сообщается в объявлении. Напомним, весной 2019 г. компания "Космокурс" сообщила, что собирается построить в Нижегородской области частный космодром для туристов. Сообщалось, что в 2025 г., купив билет за $200 тыс., человек сможет подняться на высоту 180-220 км и провести в невесомости 5-6 минут.

"Мы активно продвигаемся к огневым испытаниям своего полноразмерного двигателя", - сообщают представители "Космокурса" в объявлении. Как пишет резидент фонда "Сколково", на данный момент активно проходят испытания агрегатов и систем полноразмерного двигателя и уже через месяц ожидается показ испытания системы зажигания двигателя на основных компонентах и еще ряд небольших испытаний. Всего над созданием суборбитального туристического комплекса, как сообщается в объявлении, работает сейчас около 50 специалистов.

Старший проектный менеджер кластера передовых производственных технологий фонда "Сколково" Иван Косенков, отвечая на вопрос, много ли сейчас проектов, нацеленных на полеты в космос в "Сколково", сообщает, что в России, кроме "Космокурса", пилотируемыми полетами (то есть с человеком на борту) занимается также компания "Многоразовые транспортные космические системы", которая под руководством бывшего гендиректора S7 Space Сергея Сопова хочет создать пилотируемый орбитальный космический корабль, использующий для вывода на орбиту ракету-носитель "Союз".

"Также про планы по суборбитальным запускам говорила и компания "Стратонавтика", которая на регулярной основе производит запуски стратостатов с полезной нагрузкой на высоты до 30 с лишним километров. В принципе, их решение подходит для низкобюджетных полетов для тех, кто не боится экстрима, - подъем в скафандре, сидя на кресле, на высоту в три раза выше самолетной и самостоятельный спуск с парашютом. Примерно как это сделал Баумгартнер в своем прыжке для Red Bull. "Космокурс" и "Стратонавтика" являются резидентами фонда "Сколково", - говорит Иван Косенков.

Среди барьеров для развития подобных проектов он называет несовершенство или отсутствие нормативно-правового обеспечения данной деятельности, что создает повышенные риски для инвесторов, а также неопределенная государственная политика в отношении таких инициатив. К этому добавляются, по словам Ивана Косенкова, характерные для космических проектов во всем мире факторы - высокая капиталоемкость, высокие технологические риски и длительные циклы производства и разработки такой техники.

"В принципе, государство в лице ГК "Роскосмос" делает первые шаги по снятию ряда барьеров. Например, в 2020 г. принято новое "Положение о лицензировании космической деятельности", разработанное совместно с фондом "Сколково" и отраслевыми экспертами, устраняющее необходимость получать лицензию на первоначальных этапах работ. Сейчас идет речь об обеспечении доступа частных игроков к нормативно-технической базе, регулирующей создание космических комплексов, - необходимо исправить ситуацию, когда частникам требуется приложить нетривиальные усилия, чтобы хотя бы понять, каким условиям им нужно соответствовать, чтобы что-то сделать", - отмечает Иван Косенков.

Следующим шагом, по его мнению, могло бы стать привлечение частных компаний к работам в рамках государственных программ. Первые примеры в России уже есть - это такие сколковские компании, как "Цифровые решения", "Азмерит", "Спутникс", ОКБ "Пятое поколение".

Основным драйвером развития частных космических полетов Иван Косенков считает группы энтузиастов, готовые вкладывать свои силы и средства в то, чтобы достичь границ космического пространства. "Институты развития, такие как фонд "Сколково" и НТИ, являются еще одним драйвером развития экосистемы коммерческого космоса. Действуя через них, государство пытается снять барьеры на пути частных космических компаний и поддержать российские космические стартапы", - отмечает он.

"При всей симпатии к тем, кто столь искренне влюблен в космонавтику, я весьма скептичен в отношении данного проекта", - отмечает руководитель группы компаний AltegroSky Сергей Пехтерев. По его словам, здесь есть три уровня сложности: создание космического объекта (спутника, даже простейшего) и управление им, создание ракеты-носителя для вывода объекта в космос и пилотируемый полет. "Коллеги замахиваются сразу на самый сложный уровень. Но даже ступень управления требует очень большого финансирования и, что важно, обеспечения мер безопасности. Инженеры "Космокурса" вторгаются в область, которая всегда была в руках государства и считалась оборонной. Одно дело, когда государство выделяет трассу полета ракеты и зоны безопасности, и совсем другое, когда этим занимается частная компания. Есть огромное количество разных требований и проверяющих в нашей стране по этому профилю", - предупреждает Сергей Пехтерев.

"Пока анализ развития проекта и его достаточно резкие изменения - в качестве космодрома фигурирует то Капустин Яр, то Байконур, то площадка в Нижегородской области - меня смущают. Очень рад буду ошибиться, но пока на период лет 15 я не верю в частный космос в России", - заключает Сергей Пехтерев.

Аналитик ГК "Финам" Алексей Коренев убежден, что перспективы у подобного вида стартапов хорошие, так как космос в целом развивается очень активно. "Это и системы ретрансляции сигнала, и система дистанционного зондирования земли - как для оборонных, так и для гражданских запросов, - и система мониторинга логистики и т.д.", - сообщает Алексей Коренев. По его словам, основной спрос на данные технологии происходит либо со стороны крупных российских корпораций, либо это заказ западных компаний, которые знают, что в России очень сильная инженерная школа. Однако, как отмечает Алексей Коренев, значительное количество продукции молодежных стартапов, которые разглядели перспективы в данном направлении, оказывается не востребованным здесь, потому что в космос в России летают на ракетах, созданных 55 лет назад. "И все, что мы видим, это модернизация, но никак не новые аппараты. На "Роскосмос" такие компании, как правило, работают очень мало. Чаще на крупных корпоративных подрядчиков, таких как "Газпром" и т.д. Но это не для пилотируемых полетов, а для корпораций, которым нужна информация по логистике, по передвижениям, по системам безопасности и т.д.", - подчеркивает Алексей Коренев.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын считает, что подобных стартапов не может быть много. "Кто их создает? Ричард Бренсон, Илон Маск, Пол Аллен - люди, которые так разбогатели на других проектах, что могут позволить себе максимальные риски. Даже если они потеряют какие-то деньги, то только рукой махнут - конечно, на самом деле они приложат все усилия, чтобы заставить государство или других инвесторов покрыть их убытки, но даже если не получится, они не слишком-то обеднеют. Богатые и очень просвещенные люди, которые знают гораздо больше, чем рядовой стартапер", - заявляет Леонид Делицын. По его словам, 10 лет назад перспективы подобных проектов казались огромными. Считалось, что в течение пяти лет появятся космические маршрутки, которые будут катать туристов в космос за $100 тыс. "Проведенные мной опросы показывали, что спрос есть: некоторые из опрошенных были готовы продать даже квартиры, лишь бы слетать в космос. Однако 10 лет прошло, а космических маршруток нет. Перспективы огромные, но пока это игра для Ричарда Бренсона и Илона Маска. Сперва заработают они - новаторы. Потом придут тысячи стартапов, которые будут улучшать и удешевлять услуги. Но когда это произойдет, теперь сказать я уже не рискну. Что же касается ракет-носителей, то, безусловно, снижение их стоимости - задача сегодняшнего дня, и если есть гениальные физики, химики и инженеры, которые знают, как это сделать, то перспективы у их стартапов тоже есть", - полагает Леонид Делицын.

Новости из связанных рубрик