Согласно исследованию компании "СёрчИнформ" 59% российских компаний столкнулись с утечками информации в 2019 г. При этом 63% опрошенных компаний в РФ при утечке информации скрыли инцидент и не делали никаких оповещений. 
© ComNews
28.02.2020

На прошедшем вчера пресс-клубе НП "Руссофт" председатель совета директоров "СёрчИнформ" Лев Матвеев рассказал, что 59% компаний, согласно анонимному опросу компании, столкнулись с утечками. "Не все в этом официально признаются. По просьбе крупного банка мы провели эксперимент по мониторингу "даркнета". Мы выявили слив данных карт клиентов одним из специалистов банка. Его отследила служба безопасности. Он продавал информацию по картам. Данные по банковским картам стоят от 5 тыс. до 300 тыс. руб. Стоимость вербовки сотрудника банка - от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Есть позитивный сдвиги - компании начали применять защиту от внешних угроз. А от внутренних - нет. Ряд банков ставят специальные программы только на 1000 из 5000 компьютеров для нужд внутренней безопасности. ФЗ 152 и Роскомнадзор - самые бумажные закон и орган, отставшие от всего", - сообщил Лев Матвеев.

Аналитики "СёрчИнформ" провели анонимный опрос компаний России и СНГ с целью оценить уровень информационной защиты и подход к вопросам ИБ. В исследовании приняли участие 1052 человека: начальники и сотрудники ИБ-подразделений, эксперты отрасли и руководители организаций из коммерческой (76%), государственной (22%) и некоммерческой сфер (2%). Исследование затронуло ИT, нефтегазовый сектор, промышленность и транспорт, кредитно-финансовую сферу, ретейл, здравоохранение и другие отрасли.

"СёрчИнформ" проанализировала причины и последствия инцидентов по вине человеческого фактора, 77% опрошенных считают их опаснее внешних. В среднем 16% отмечает рост числа внутренних нарушений и только 9% компаний избежали их. Чаще всего фиксируют утечки данных (59%), попытки откатов (30%), промышленный шпионаж (24%), саботаж (17%), боковые схемы (11%). Из тех компаний, кто сталкивался с инсайдерскими нарушениями, 40% фиксировали имиджевый ущерб, еще 13% - крупный финансовый ущерб, 39% - мелкий.

"Работодатели стали активнее контролировать каналы передачи информации доступными им средствами. Компании видят, как много шума в медиапространстве создают новости об утечках информации по вине инсайдеров, и не хотят повторять чужой печальный опыт, - комментирует руководитель отдела аналитики "СёрчИнформ" Алексей Парфентьев. - Компании стали более эффективно использовать имеющиеся ИБ-средства, которые уже "стоят на вооружении", в частности DLP-системы. Их настройка требует принятия не только технических мер, но и административных: приходится обучать персонал, разрабатывать политики безопасности и т.п. Компании демонстрируют все более вдумчивый и конструктивный подход в этом деле".

При этом в целом защищенность компаний от внутренних рисков аналитики "СёрчИнформ" оценивают как недостаточную. Ситуацию усугубляет то, что бюджеты компаний на ИБ-средства не растут. Только четверть компаний повысили расходы на эти цели в 2019 г., это на 5% ниже, чем годом ранее.

"Мы видим перекос в обеспеченности ИБ-решениями: от внешних нарушителей компании защищены лучше, чем от внутренних. Пессимистичными выглядят цифры по выделяемым бюджетам. Но половина опрошенных готовы разово или регулярно решать вопрос информационной безопасности более бюджетным и в то же время цивилизованным способом - с помощью аутсорсеров. Готовность оптимизировать свою работу - это хорошая новость", - комментирует Алексей Парфентьев.

Он отметил, что количество утечек хоть медленно, но стабильно снижается, правда, это касается только компаний, где действительно занимаются безопасностью. "Общее же число растет и в России, и по миру в целом. Но цена слива становится все выше: СМИ стали гораздо внимательнее относиться к теме безопасности персональных данных, вопрос утечек стали поднимать даже на самом высоком государственном уровне. При этом печально, что отечественные компании так редко уведомляют СМИ о случившемся инциденте. Случаи единичны и в общей статистической картине не выходят за 0%. В СНГ ситуация тоже выглядит не радужно. Чем раньше компании придут к пониманию, что им придется снабжать прессу комментариями о случившемся, тем скорее они смогут научиться нивелировать негативный эффект от публикации новостей и смягчить удар по имиджу. В особой зоне риска - кредитно-финансовая сфера и здравоохранение, учитывая то, насколько критичными данными распоряжаются сотрудники этих отраслей в силу служебной необходимости. В банках почти 47% столкнулись с утечками персданных, в медорганизациях - 42%", - привел данные Алексей Парфентьев.

Согласно данным исследования, только 9% российских компаний сообщили, что не фиксировали инциденты внутренней безопасности в 2019 г. 63% опрошенных компаний скрыли инцидент и не делали никаких оповещений. 15% компаний сообщили регулятору об инциденте.

Руководитель направления аналитики и спецпроектов ГК InfoWatch Андрей Арсентьев сказал, что, по предварительным данным экспертно-аналитического центра ГК InfoWatch, в 2019 г. количество зарегистрированных утечек конфиденциальной информации из госсектора и коммерческих организаций выросло более чем на 40%. "Опережающими темпами росло число утечек в банках, финансовых и страховых компаниях. Утечек в этой сфере стало больше почти на 58%. Сильный рост утечек в финансовой отрасли отчасти связан с тем, что к ней приковано особое внимание общественности. Сообщения об утечках из банков и страховых охотно тиражируются СМИ, так как безопасность персональных данных и платежной информации касается практически всех граждан. При этом опасения людей за сохранность своих данных все чаще находят подтверждения в виде реальных примеров незаконных действий сотрудников финансовой сферы. В результате все больше людей теряют свои накопления и по умыслу мошенников становятся кредитными должниками. Скорее всего, постепенно крупные российские компании станут более открытыми в процессе уведомления об утечках информации ограниченного доступа. Роль сыграет повышение ценности информации и рост общей обеспокоенности клиентов фактами утечек. Попытки скрыть инцидент могут больно ударить по репутации компании. И наоборот, клиенты будут все больше ценить правду, стремление позаботиться об их интересах. Свою роль также могут сыграть регуляторы, действуя методами как "кнута" - ужесточения ответственности за сокрытие факта утечки, - так и "пряника" - поддержки компаний в процессе расследования утечки и разработки плана смягчения ее последствий", - рассказал Андрей Арсентьев корреспонденту ComNews.

Новости из связанных рубрик