Цифровым сервисам МТС нужна культура
Чистая прибыль ПАО "МТС" во II квартале 2019 г. составила 12,7 млрд руб., сократившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11%. Абонентская база оператора во II квартале 2019 г. составила 105,4 млн абонентов, что меньше, чем во II квартале 2018 г., на 0,4%. По мнению экспертного сообщества, на финансовой деятельности компании все еще негативно сказывается отмена внутрисетевого роуминга и повышение НДС.
Согласно официальным финансовым результатам МТС во II квартале 2019 г., выручка компании в рассматриваемом периоде составила 125,1 млрд руб., увеличившись по сравнению со II кварталом 2018 г. на 9,4%. Свои положительные результаты во II квартале 2019 г. оператор связывает с ростом пользования в России услугами передачи данных, продуктов МТС Банка и других цифровых сервисов - Cloud, IoT и Big Data.
Показатель OIBDA МТС во II квартале 2019 г. составил 56,1 млрд руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 4,1%. Данный рост OIBDA МТС объясняет сильными результатами в России и положительной динамикой показателя на всех рынках присутствия на фоне роста пользования передачей данных и другими цифровыми сервисами компании.
Капитальные затраты МТС в первом полугодии 2019 г. в целом составили 39,3 млрд руб., увеличившись по сравнению с первым полугодием 2018 г. на 15%. Как отмечает оператор, во II квартале 2019 г. компания построила порядка 5000 базовых станций в 80 регионах России, в том числе более 3500 станций стандарта 4G. Помимо того, МТС продолжила активное расширение сетей высокоскоростной мобильной передачи данных на Украине: покрытие сети 4G достигло 62% населения страны.
Что касается современного состояния и перспектив салонов связи МТС, по словам первого вице-президента МТС по телекоммуникационному бизнесу Инессы Галактионовой, во II квартале 2019 г. их количество было неизменным, составляя 5900 точек. "До конца года, в соответствии с тем, что уже говорили ранее, мы планируем оптимизировать количество салонов. Пока что мы ставим себе цель оптимизировать приблизительно 300 точек", - заявила Инесса Галактионова.
Говоря о развитии цифровых сервисов, президент МТС Алексей Корня отметил, что самыми перспективными и успешными из них у компании являются облачные сервисы. "Данное направление является новым для компании. Но уже в этом году мы прогнозируем у него выручку на уровне 1 млрд руб.", - указал Алексей Корня. Он также заявил, что в компании довольны развитием тех продуктов компании, которые связаны с искусственным интеллектом. "Уровень эффективности чат-ботов компании составляет 80%, что является для рынка очень хорошим показателем", - заметил Алексей Корня. Помимо того, по его словам, в компании довольны тем, как развивается киберспортивное направление. "Достаточно успешно идут дела у нашей лиги стримеров, а также у лиги Gambit", - отметил Алексей Корня. Главная сложность, по его словам, в развитии всех цифровых сервисов МТС сегодня - формирование культуры ведения основанного на них бизнеса и встраивание этой культуры в общую деятельность компании.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын, говоря с корреспондентом ComNews о финансовых итогах МТС во II квартале 2019 г., отметил, что, несмотря на высокие в рассматриваемом периоде темпы прироста выручки компании, реакция рынка на ее результаты была сдержанной. Акция МТС, по его словам, упала в цене сегодня на 0,5% и торгуется на уровне начала года. "Это означает, что фондовый рынок факторов роста стоимости отечественного телекоммуникационного бизнеса в ближайшей перспективе не видит и оценивает шансы получать дивиденды в следующие два года, когда предстоят значительные долговые выплаты. Абонентская база перестала расти, операторы конкурируют за абонентов друг с другом, а поскольку каких-либо радикальных инноваций предложить не могут, конкуренция неизбежно подталкивает их к маркетинговым и ценовым войнам", - указал Леонид Делицын.
Он также сделал акцент на том, что с учетом консолидации МТС Банка темпы выручки МТС достигли 9,4%. "То есть по крайней мере одно из направлений роста, которое можно увидеть в финансовой отчетности, найдено. Хотя быстрой победы над традиционными банками одержать пока не удалось, операторы закрепляют позиции на рынке финансовых услуг, а размеры абонентской базы позволят им наращивать присутствие в этом секторе", - заверил Леонид Делицын.
Аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Александр Осин обратил внимание корреспондента ComNews, что в первом полугодии прирост выручки МТС составил 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "Это существенно выше средних значений данного показателя в 2015-2019 гг., составлявших от 0% до 5%. Рентабельность компании по чистой прибыли в первом полугодии составила 11% против 13% за аналогичный период прошлого года и 13% в среднем за 2015-2018 гг. Для показателей II квартала годовой прирост выручки и рентабельность по чистой прибыли составили 9,4% и 10,4%. Показатели находятся в рамках своего средне- и долгосрочного тренда, хотя прирост выручки несколько выше среднестатистических значений последних лет", - заявил Александр Осин.
В качестве основных финансовых тенденций МТС он назвал ухудшение динамики прибыли оператора в России, где квартальный прирост OIBDA замедлился с 2,3% в среднем в 2018 г. до 1,1% во II квартале 2019 г., и смещение на этом фоне центров получения прибыли в подразделениях компании в странах СНГ, где прирост OIBDA в разы выше. "Помимо того, тенденцией МТС является рост роли МТС Банка в выручке и чистой прибыли компании. За полгода банк заработал оператору 0,34 млрд руб., это 1,2%. Такие тенденции характерны для многих компаний РФ, связанных с розничным сектором, они отражают влияние длительного экономического застоя в РФ и необходимости корректировать политики на фоне хронического замедления прироста основных рынков сбыта услуг", - заметил Александр Осин.
Он также добавил, что годовой прирост выручки компании существенно ускорился в 2018 г. и заметно отклонился вверх от трендов, сформированных с учетом показателей ключевого рынка компании. "Кроме того, стоит отметить, что с точки зрения краткосрочного тренда показателей прироста выручки и чистой прибыли компании, на данный момент средние прогнозы чистой прибыли ПАО "МТС" в 2019 г. - составляющие около 62 млрд руб., - выглядят завышенными, особенно на фоне роста капитальных инвестиций, хотя компания и сохранила их среднесрочный прогноз на прежнем уровне - порядка 160 млрд руб. суммарно в 2018 г. и 2019 г. Мы ожидаем в III квартале 2019 г. чистую прибыль компании на уровне 17,2 млрд руб.", - указал Александр Осин.
По мнению аналитика по телекоммуникациям и медиа Райффайзенбанка Сергея Либина, рост выручки МТС во II квартале 2019 г. на 9,4% является хорошим результатом. Вместе с тем, по его словам, данный показатель во многом обусловлен консолидацией компанией МТС Банка. "Если же говорить об основном бизнесе оператора, то его выручка от услуг мобильных сервисов в России выросла на 1,7%. Данный показатель сопоставим со всей той динамикой, которую демонстрировал оператор с III квартала 2018 г. Его не столь значительная величина связана с отменой внутрисетевого роуминга и повышением НДС, в связи с чем в III квартале 2019 г. можно ожидать даже определенного увеличения выручки МТС", - отметил Сергей Либин. В целом выручка и OIBDA МТС во II квартале 2019 г., по его словам, оказались несколько выше ожиданий рынка. Драйвером компании в данный период, по мнению Сергея Либина, выступило увеличение пользования мобильным интернетом, потребления трафика, проникновения смартфонов и среднего чека на абонента. "Что касается отрицательной чистой прибыли МТС во II квартале 2019 г., то она во многом обусловлена ростом финансовых расходов оператора", - заметил эксперт.
Аналитик ИК "Велес капитал" Артем Михайлин указал корреспонденту ComNews на то, что в России выручка МТС увеличилась на 8,4% при росте доходов от мобильной связи на 1,7%. Давление на выручку от мобильной связи, по его словам, оказывает отмена внутреннего роуминга и повышение ставки НДС. В свою очередь, наибольший положительный эффект на рост выручки МТС в России, по его мнению, оказала консолидация МТС Банка, выручка которого по итогам квартала составила 6,85 млрд руб. "Без учета МТС Банка выручка оператора в России увеличилась на 2%. Значительный рост также продемонстрировали доходы от сервисов интеграции - +79% год к году до 2,7 млрд руб.", - отметил Артем Михайлин.
Что касается цифрового направления МТС, по словам Леонида Делицына, цифровые сервисы оператора, будучи диверсифицированными, включают в себя "джентльменский набор" облачных сервисов (10 дата-центров), интернет-вещей (NB-IoT в 60 регионах), системную интеграцию, искусственный интеллект и киберспорт. "Но, к сожалению, все операторы ведут поиск в одних и тех же направлениях, и отстроиться друг от друга им чрезвычайно сложно. Все эти инновационные отрасли, к сожалению, еще более конкурентны, чем их основной бизнес", - констатировал Леонид Делицын.
По мнению Александра Осина, вклад цифровых сервисов МТС с точки зрения балансовых показателей пока крайне невелик. "По сравнению с другими операторами можно отметить стремление МТС к значительной диверсификации услуг данного сектора по типам потенциальных потребителей. Такая спецификация по профессиям, видам досуга и т.п. может быть ключевой особенностью данного сервиса МТС, но для оценки ее эффективности недостаточно статистических данных. Это высокорискованный молодой бизнес компании на рынке с большим количеством сильных конкурентов", - указал Александр Осин, добавив, что при выходе на данный рынок МТС необходимо заручиться финансовой поддержкой. "Поскольку текущие темпы роста чистого долга к EBITDA компании до 1,6х во II квартале 2019 г. выглядят настораживающими, хотя средний рыночный уровень для данного индекса выше, порядка 2х", - пояснил Александр Осин.
По мнению Сергея Либина, наиболее успешным цифровым сервисом МТС на сегодняшний день являются интеграторские услуги. "Направление интеграции оператора показало хорошие результаты во II квартале 2019 г.", - отметил Сергей Либин.