Евгения Перцева
24.05.2016

Сеть по продаже алкоголя и табака "Бристоль" и интернет-ритейлер Ozon.ru подписали договор, согласно которому с июня на базе последнего запускают реализацию алкогольных напитков. Это первое партнерство, в рамках которого сеть стационарных магазинов использует аудиторию интернет-ритейлера. Последний получает комиссию за каждую проданную единицу товара. 

Об этом "Известиям" рассказал гендиректор онлайн-магазина Дэнни Перекальски. В "Бристоле" подтвердили сотрудничество с интернет-компанией, отказавшись от дальнейших комментариев. Однако эксперты отмечают, что предложение продажи алкоголя в сети интернет является незаконным. 

В Ozon уточнили, что покупателям будет доступна часть ассортиментного ряда "Бристоля". Интернет-магазин начнет максимум со 100 наименований — вино, виски — с промоценами, чтобы изучить интерес аудитории. Новый товар можно будет положить в корзину на сайте, а оплатить и получить только в магазинах стационарной сети. Они расположены в Москве и Нижнем Новгороде. При этом время продажи алкоголя ограничено — с 8 утра до 11 вечера, также на продажи распространяются все обычные ограничения.  

Добавим, интернет-ритейлер с прошлого года начинал расширять свою ассортиментную матрицу, добавив сначала чай и кофе, а к концу года снэки, детское питание и бакалею. Кроме алкоголя Ozon с июня начнет продавать фермерские продукты — яйца, молоко, сметану и т.д. Всей логистикой и доставкой займется партнер онлайн-магазина — Season Market.

Однако стоит напомнить, что реализация алкогольной продукции посредством сети интернет, равно как и любая другая дистанционная продажа алкоголя, запрещена. Эти требования устанавливаются постановлением правительства № 612 "Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом", напоминают в Росалкогольрегулировании (РАР).

В службе добавили, что розничная продажа алкоголя предполагает покупку алкоголя в стационарном торговом объекте, кроме того, должны быть соблюдены все установленные ограничения по времени и месту продажи, а также по возрасту покупателя.

Предложения о приобретении алкогольной продукции в сети интернет являются незаконными. В РАР поясняют, что в любом случае покупатель должен прийти в магазин, а продавец — удостовериться, что покупателю исполнилось 18 лет, плюс должны быть соблюдены другие ограничения.

Глава Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов уточняет, что в случае с онлайн-витринами речь о продажах алкоголя в интернете не идет.

— Процесс покупки и оплаты товаров происходит в стационарном магазине, — говорит он. По данным НАДТ, на интернет-торговлю в России приходится 734 млрд рублей. По экспертным оценкам, на продуктовую торговлю приходится около 2%.

Но некоторые ритейлеры считают, что и онлайн-витрины незаконны. Например, в 2012 году продуктовый ритейлер "Ашан Ритейл Россия" закрыл свой винный бутик Chateau Chanau в интернете, который на тот момент в сети был представлен как онлайн-витрина — можно было забронировать товар, а оплатить и забрать его в стационарном магазине.

Сеть закрыла эту витрину после введения запрета на рекламу алкоголя в интернете, так как французская компания была уверена, что даже такая витрина является рекламой. Но в Ozon считают, что их сайт с алкогольной продукцией не будет рекламой, уточнили в компании.

Управляющий партнер "Юрасов, Ларин и партнеры" Владимир Юрасов, в свою очередь, отмечает, что продавать алкоголь могут лишь те магазины, у которые есть соответствующая лицензия.

— Если у интернет-магазина ее нет, то и торговать алкоголем она не может, — говорит юрист.

К тому же, отмечает он, интернет-сайт и онлайн-витрина с формальной точки зрения считаются  рекламой, которая призывает потребителя к покупке.

Напомним, сейчас алкоголь онлайн есть у "Утконоса" (можно заказать товар и рассчитывать на доставку), "Окея" и "Азбуки вкуса" (можно лишь положить продукцию в корзину, но оплатить и забрать придется в стационарном магазине). "Седьмой континент" уже работает в интернете без алкоголя.

"Утконос" и "Окей" не ответили на вопросы "Известий". "Азбука вкуса" подчеркнула, что интерес покупателей к интернет-покупкам растет.

— По 2015 году динамика очень хорошая, по выручке — свыше 70% прироста по отношению к 2014 году, — сказал пресс-секретарь сети Андрей Голубков.

Гендиректор "Седьмого континента" Александр Агеенков подчеркивает, что  не видит никакого смысла в бронировании алкоголя — он всегда доступен в обычном магазине.