Qiwi теряет выручку
Скорректированная чистая выручка Qiwi Plc. впервые в ее истории снизилась – в I квартале 2016 г. она составила чуть более 2,5 млрд руб., на 0,2% меньше, чем за тот же период прошлого года, следует из отчета компании.
Доходы Qiwi от приема платежей выросли на 9% до 2 млрд руб., однако это не смогло скомпенсировать падение "прочей выручки" на 25% до 0,5 млрд руб.
При этом скорректированная EBITDA Qiwi также снизилась – второй раз в ее истории. В I квартале 2016 г. она составила чуть менее 1,47 млрд руб. (на 8% меньше, чем годом ранее).
Гендиректор Qiwi Сергей Солонин объясняет снижение финансовых показателей компании продолжающимся в России макроэкономическим спадом. Оно также связано со снижением спроса на денежные переводы, объясняющимся сокращением количества мигрантов, следует из сообщения компании.
25%-ное снижение выручки, не связанной с приемом платежей, связано в первую очередь с сокращением сети платежных терминалов, говорит представитель компании. Речь идет о технической поддержке, поставках запчастей для терминалов, субаренде площадей для размещения терминалов. Кроме того, из-за сокращения количества терминалов в 2015 г. уменьшились и средства на депозитах агентов Qiwi, которые они размещают в платежной системе, объясняет он. Из-за снижения ЦБ учетной ставки с 17% в 2015 г. до 11% в 2016 г. снизились и проценты, которые Qiwi получает со своих средств, размещенных на депозитах, говорит представитель компании. Qiwi также учитывает их в "прочей выручке".
В конце октября 2015 г. Qiwi объявила, что за три месяца количество терминалов в ее сети сократилось примерно на 15%. Сокращение терминального бизнеса происходит по всей России из-за борьбы Центробанка с обналичиванием, рассказывали тогда "Ведомостям" несколько участников рынка моментальных платежей. Но по итогам 2015 г. сокращение терминалов год к году у Qiwi составило менее 5% – на конец года к платежной системе было подключено чуть более 172 000 киосков и терминалов.
При этом продолжают расти доходы Qiwi от комиссий с неактивных электронных кошельков Visa Qiwi Wallet (VQW). В январе – марте 2016 г. они выросли год к году на 80% до 334 млн руб., отмечает представитель Qiwi. Он объясняет это тем, что в IV квартале 2015 г. ставка комиссии для части неактивных кошельков выросла с 0,25% в день от суммы, оставшейся на счете, до 0,35%.
Активными Qiwi считает кошельки, которые использовались хотя бы раз в течение года. По истечении этого срока Qiwi начинает списывать с неактивных владельцев кошельков комиссии: 10 руб. в день в течение трех месяцев, а затем каждый день – 0,25% или 0,35% от оставшейся на балансе суммы.
По итогам I квартала 2016 г. комиссия за неактивность кошельков составила 13,4% от выручки Qiwi. На комиссиях с владельцев неактивных кошельков в 2015 г. Qiwi заработала 1,1 млрд руб. (около 10,8% выручки), за год эта сумма выросла почти на 70%, следует из отчета Qiwi.
Несмотря на снижение доходов, Qiwi сохранила прогноз по росту скорректированной чистой выручки, представленный в IV квартале 2015 г.: 5–8% в 2016 г., отмечает аналитик Газпромбанка Сергей Васин. Не изменился и прогноз по росту скорректированной чистой прибыли – 7–12%. По итогам I квартала 2016 г. Qiwi продемонстрировала серьезный рост оборота, на 25% год к году, теперь ее задача – увеличить рентабельность операций, считает Васин. Например, подтянуть доходность по отстающим направлениям, таким как оплата кредитов и денежные переводы, перечисляет он. Также, по словам Васина, рост чистой прибыли Qiwi может стать следствием сокращения издержек компании.
Проблема электронных кошельков и терминалов в том, что денег у плательщиков из-за кризиса стало меньше, а конкуренция на российском рынке платежей растет, отмечает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Постепенно набирают популярность мобильные платежи и автоматические платежи по банковским картам, отмечает он. При этом многие из этих каналов позволяют делать платежи без комиссии, что выгодно отличает их от платежных терминалов, владельцы которых берут с плательщиков зачастую довольно существенные комиссии, рассуждает Кусков.
Количество активных электронных кошельков VQW за год сократилось на 6,4%, т. е. на 1,1 млн до 16,1 млн, следует из отчетности Qiwi за IV квартал 2015 г. За январь – март 2016 г. их количество практически не изменилось.
На бизнесе "Яндекс.Денег" кризис не сказался: по итогам I квартала 2016 г. оборот вырос на 110% по сравнению с I кварталом 2015 г., говорит представитель компании Евгения Арнаутова. Активнее всего росли платежи штрафов ГИБДД, оплата коммунальных услуг и прочие регулярные платежи, утверждает она. По сравнению с I кварталом 2015 г. аудитория пользователей "Яндекс.Денег" выросла на 25% и сейчас превышает 25 млн электронных кошельков, рассказывает Арнаутова. По ее словам, также росли показатели "Яндекс.Кассы" – платежного решения для интернет-магазинов.