© ComNews
15.01.2016

Компания "МегаФон" подала жалобу в ФАС против МТС. "МегаФон" считает, что имитируя их фирменный стиль на своих пакетах подключений, МТС нарушает закон "О защите конкуренции". Tele2, "ВымпелКом" и "Связной", которых также затронула история с имитацией фирменного стиля, пока не определились по поводу дальнейших действий.

ПАО "МегаФон" подало жалобу на ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) в Федеральную антимонопольную службу и рассматривает возможность обращения в суд. Как сообщила пресс-секретарь оператора Юлия Дорохина, компания направила жалобу в ФАС по статье 14.6 закона "О защите конкуренции". Какие требования выдвигает "МегаФон", она не пояснила. "Мы хотим, чтобы они не вводили в заблуждение клиентов", - заявила представитель "МегаФона".

Статья 14.6 запрещает производить действия, которые приводят к смешению с деятельностью конкурента, его товарами и услугами. Запрещено копирование или имитация внешнего вида товара конкурента, упаковки, этикетки, наименования, цветовой гаммы, фирменного стиля в целом или отдельных элементов.

В ФАС ComNews подтвердили, что заявление от компании "МегаФон" с жалобой на действия МТС поступило в ведомство в четверг. Другие операторы с аналогичными жалобами пока не обращались. Если антимонопольная служба обнаружит в действиях МТС признаки нарушения закона о защите конкуренции (135-ФЗ), то оператору сделают предупреждение и обяжут устранить нарушения. "Если предупреждение будет исполнено, то штраф назначен не будет. Но если предупреждение не будет исполнено, то мы возбудим дело. При "обвинительном" решении на МТС будет наложен штраф", - пояснила начальник отдела защиты от недобросовестной конкуренции ФАС России Яна Склярова.

Напомним, что недавно в салонах розничной сети "Телефон.ру" (принадлежит МТС) обнаружились коробки с контрактами МТС, стилизованные под контракты конкурентов - "МегаФона", "Билайна" и Tele2. "Мы видим, что конкуренты просто скопировали бренд "МегаФона" и использовали его для продажи своей продукции", - заявляла директор по правовым вопросам и GR "МегаФона" Анна Серебряникова (см. новость  от 14 января 2016 г.).

Позже выяснилось, что часть пакетов подключений МТС также продавались в оформлении, похожем на фирменный стиль ритейлера "Связной". Как сообщили в пресс-службе компании, в сети "Телефон.ру" продаются контракты, стилистика которых имитирует корпоративную айдентику "Связного": схожи используемые цвета и порядок расположения элементов на имиджах. "Продукт, представленный в сети "Телефон.ру", напоминает корпоративный стиль нашей компании. В связи с этим мы оставляем за собой право обратиться в Федеральную антимонопольную службу", - заявила ComNews PR-директор ритейлера "Связной" Мария Заикина.

Напомним, компания Trellas Enterprises Ltd. (головная компания "Связного") в декабре 2015 г. подала иск к МТС на сумму более 77 млрд руб. за неправомерное использование принадлежащего ей товарного знака "Связной". Предварительное судебное заседание в Арбитражном суде Москвы должно состояться 11 февраля (см. новость  от 11 января 2016 г.).

Представитель Tele2 Константин Прокшин пояснил ComNews, что пока руководство компании не приняло решение, стоит ли подавать иск к МТС. Он лишь отметил, что "качество продукта, который пытается быть похожим на продукт другой компании, вызывает сомнения". В пресс-службе ПАО "ВымпелКом" отказались от комментариев на эту тему.

Для чего МТС понадобилось продавать SIM-карты, окрашенные в цвета конкурентов, пресс-секретарь компании не объяснил. Он ограничился лаконичным комментарием: "О 50 оттенках зеленого можно спорить бесконечно. Главное, что в контракте на покупку SIM-карты и на ней самой четко обозначено, в какой сети она работает", - заявил представитель МТС Дмитрий Солодовников.

По данным источника ComNews на рынке мобильного ритейла, в четверг коробки с пакетами подключений, оформленные в цветах конкурентов, из салонов "Телефон.ру" исчезли.

Как отметил независимый юрист Александр Титов, практики по статье 14.6 закона "О защите конкуренции" еще нет, так как эта норма вступила в силу буквально несколько дней назад. "Скорее всего, заявление будет принято к рассмотрению ФАС, так как, действительно, есть общее цветовое сходство с комплектом "МегаФона", который является прямым конкурентом МТС. С Tele2 сходство не очевидно, так как имеется изображение товарного знака МТС на коробке, которое контрастирует с общим фоном, что скорее исключает смешивание с услугами Tele2", - пояснил Александр Титов.

Как считает старший партнер юридической компании "Катков и Партнеры" Павел Катков, перспективы у иска есть, если будет доказана тождественность либо сходство до степени смешения. Для сравнения спорных обозначений могут привлечь эксперта и делать выводы, основываясь на его заключениях. "В остальном исход дела будет зависеть от позиций сторон, качества оформления документов, подтверждающих права на результаты интеллектуальной деятельности, а главное - от качества работы судебных представителей", - считает Павел Катков.

Как сообщила ComNews начальник отдела защиты от недобросовестной конкуренции ФАС Яна Склярова, дела о сходстве в дизайне товаров и упаковок специалисты ведомства разбирали неоднократно. "Чаще всего копируется дизайн потребительских товаров. Из последних дел - скопированный дизайн консервов, упаковки икры. Что касается сотовых операторов, то они иногда перенимают друг у друга методы рекламных кампаний", - сообщила она.

По словам Яны Скляровой, для определения схожести или копирования фирменного стиля в оформлении товаров уже наработана большая административная и судебная практика. Кроме того, в качестве доказательств ведомство может использовать результаты соцопросов.