"Вымпелком" поставит в своих салонах собственные терминалы
"Вымпелком" планирует заменить платежные терминалы, установленные в его салонах связи подрядчиками (платежными агентами), на собственные: для этого компания намерена провести масштабную закупку этих устройств и необходимого софта.
Об этом "Ведомостям" рассказал топ-менеджер компании – партнера "Вымпелкома". Конкурс уже проводится, но победители пока не определены, уточнил близкий к "Вымпелкому" источник. Цифры оба собеседника "Ведомостей" не раскрывают.
По словам одного из них, терминалы планируется установить в собственных (не франчайзинговых) салонах, которых, по данным оператора, на конец III квартала 2015 г. у него было 1343. Один терминал стоит в среднем 150 000 руб., говорит другой собеседник "Ведомостей". Таким образом, оснащение салонов терминалами может обойтись "Вымпелкому" чуть более чем в 200 млн руб.
Меняя чужие терминалы на свои, "Вымпелком" хочет сэкономить, утверждает топ-менеджер компании – партнера "Вымпелкома". По его словам, сейчас оператор платит владельцам терминалов, установленных в его офисах, вознаграждение в размере примерно 2,5% от суммы платежей в его пользу. Через каждый терминал в офисе "Вымпелкома" проходит около 3,6 млн руб. в год, 85% этой суммы – платежи за услуги оператора, утверждает он. Таким образом, "Вымпелком" мог бы сэкономить на каждом терминале примерно 76 500 руб. в год.
Но главная цель "Вымпелкома" – снижение рисков, связанных с ужесточением регулирования терминального рынка, которое государство предприняло в этом году, говорит топ-менеджер компании – партнера "Вымпелкома" и подтверждает источник, близкий к оператору. Из-за усиления борьбы ЦБ с обналичиванием владельцы терминалов начали сворачивать бизнес и вырос риск того, что терминалы в офисах оператора перестанут работать, а также что оператор окажется вовлечен в какое-нибудь расследование правоохранительных органов, связанное с отмыванием средств, отмечает человек, близкий к компании – партнеру "Вымпелкома". Оператор стремится обезопасить транзакции абонентов, утверждает близкий к нему источник.
Летом 2015 г. ЦБ перекрыл один из крупнейших каналов операций с признаками обналичивания – через платежных агентов, владеющих терминалами: наличные деньги, которые платили пользователи, перечислялись ими через обычный счет, а не через специальный, как того требует регулятор. Центробанк обнаружил, что через спецсчета проходило всего 8% оборота платежных агентов, рассказывал ранее директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Юрий Полупанов. Остальную наличность платежные агенты могли продавать за безналичные, получая за это комиссию. ЦБ потребовал, чтобы платежные системы добились от своих агентов быстрого возврата к схеме спецсчетов, и тем пришлось подчиниться. В результате часть терминалов прекратили работу (по оценке Cyberplat, 35–40%), а часть ввели или повысили комиссии за платежи.
В конце октября 2015 г. о сокращении количества терминалов в своей сети объявила Qiwi. За три месяца их количество сократилось примерно на 15%, следует из отчета компании.
В рознице МТС установлены агентские терминалы и менять их на собственные компания не планирует, ведь затраты на это будут значительными, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. При этом МТС намерена совершенствовать терминалы партнеров, установив на них при участии "МТС банка" свое ПО с собственным процессингом, рассказывает он. На прием наличных через терминалы в рознице МТС приходится незначительная доля платежей, утверждает Солодовников. По его словам, сейчас 56% платежей оператор принимает по безналичному расчету – за год их доля увеличилась на 8 п. п., а к концу 2016 г. по планам МТС она должна достичь 65%.
Примерно в 90% собственных салонов у "Мегафона" стоят свои терминалы, везде осуществляется прием платежей без комиссии, говорит его представитель Юлия Дорохина.