Полина Русяева,
Ирина Юзбекова,
Елизавета Архангельская
27.11.2015

Акция "Черная пятница" началась в четверг вечером и продлится до конца воскресенья, 30 ноября. Российская распродажа — калька с американской "Черной пятницы", где большинство магазинов устраивает распродажу сразу после Дня благодарения. В США в этой акции участвуют почти все ретейлеры, для онлайн-акций в Америке есть так называемый киберпонедельник. В России "Черная пятница" до сих пор проходила преимущественно в онлайне.

"Черная пятница" должна была стартовать в 19:00, но незадолго до этого часа на официальной странице акции в Facebook появилось объявление о ее переносе на 20:00. В назначенный срок организаторы снова перенесли открытие еще на час. Опрошенные РБК участники "Черной пятницы" сообщили, что задержка была связана с "техническими проблемами".

Для Рунета эта акция станет третьей по счету: в первой "Черной пятнице", которая прошла в 2013 году, приняли участие 5 млн россиян, прошлогодняя распродажа привлекла уже 6,5 млн покупателей. Количество продавцов, участвующих в акции, тоже растет — в 2013 году к ней присоединилось 80 онлайн-ретейлеров, в 2014-м — 200, в этом году в акции примут участие больше 300 магазинов, говорится на сайте компании-организатора "Блэк Фрайдэй" (Blackfridaysale.ru).

За участие в распродаже магазины платят организаторам процент от продаж (модель revenue sharing), величина которого зависит от категории товара. Как сообщили РБК несколько участников распродажи, в этом году комиссия составляет 10–30% в зависимости от категории. Сотрудник компании, торгующей техникой, рассказал, что организаторы "Черной пятницы" также берут деньги за место на площадке blackfridaysale.ru: так, при размещении 100 товаров на сайте компании платят 50 тыс. руб., при размещении 300 товаров — 70 тыс. руб.

По данным "Блэк Фрайдэй", партнеры акции в этом году выставили на продажу около 150 тыс. наименований товаров и услуг. В ассортименте — одежда и обувь, ювелирные изделия и бижутерия, мебель и книги, электроника и бытовая техника. Новые категории, которые добавились только в этом году, — недвижимость и автомобили. Заявленный уровень скидок — до 90%. В прошлые годы по итогам акции организаторы "Черной пятницы" отчитывались, что средняя скидка при покупках в дни распродаж была на уровне 45%.

Во время первой акции в 2013 году покупатели уличали продавцов в фиктивных скидках. В 2014 году сообщения о случаях, когда компании специально поднимали цены перед распродажей, чтобы "снизить" их в нужный день, встречались уже реже. А в этом году организаторы приняли специальные меры, которые призваны защитить покупателей от "манипуляций недобросовестных продавцов", сообщила "Блэк Фрайдэй". 

В этом году покупатели потратят во время "Черной пятницы" примерно на 80% больше, чем в обычные выходные за последние три месяца, прогнозирует Вадим Табаков, коммерческий директор оператора онлайн-платежей ChronoPay (работает с рядом магазинов, участвующих в акции). По его мнению, средний чек в рамках акции вырастет до 7 тыс. руб., а количество транзакций будет примерно на 25% больше по сравнению с "Черной пятницей" 2014 года. Пик транзакций, как и в прошлом году, будет в субботу — на этот день придется около 40% всех платежей, считает Табаков.

РБК опросил около 50 участников стартующей "Черной пятницы". Большинство из них рассчитывает минимум на двукратный рост продаж, аргументируя это тем, что в кризис россияне должны активнее реагировать на скидки. Но превзойти результаты 2014 года вряд ли удастся. В конце прошлого года ажиотажный спрос на многие товары (в первую очередь технику) был связан с обвалом курса рубля и опасениями россиян по поводу скорого роста цен, напоминает пиар-директор "Евросети" Ульяна Смольская.

Интернет-продавец KupiVip.ru начал распродажу еще вчера, сообщила РБК представитель ретейлера Надежда Гурская. По ее данным, с начала акции число пользователей, заходящих на сайт, выросло на 30% по сравнению с обычным днем в ноябре. В целом компания ожидает роста продаж в течение "Черной пятницы" в 1,5 раза.