Павел Кантышев
17.11.2015

Вчера первый заместитель председателя конституционного комитета Госдумы Александр Агеев попросил директора Федеральной службы безопасности (ФСБ) Александра Бортникова проконтролировать работу мессенджера Telegram в России и заблокировать его, если сервис будет использоваться для пособничества терроризму, сообщил депутат "Ведомостям".

Агеев узнал из российских СМИ, что запрещенное в России "Исламское государство" (ИГ) публиковало в Telegram видео и пользовалось мессенджером при подготовке терактов 13 ноября в Париже. Другие социальные сети и мессенджеры позволяют фильтровать переписку и размещаемый в них контент, знает Агеев. Он рассказал "Ведомостям", что у спецслужб есть специальные списки слов, использование которых в переписке привлекает к ней их внимание. В случае с Telegram это невозможно, сетует он.

Депутат предлагает Telegram заняться фильтрацией запрещенного контента, как делают остальные сервисы. Если же тот этого не сделает, то, по мнению депутата, сервис должен быть заблокирован в России. Кроме того, Telegram должен начать реагировать на ключевые слова, которые используют спецслужбы. Агеев надеется, что ФСБ по его предложению изучит, нужно ли это делать и каким образом. Ему известно, что техническая возможность сделать это существует, но необходимо решение суда, пояснил Агеев "Ведомостям".

Технически заблокировать работу Telegram в отдельной стране можно, пояснил "Ведомостям" основатель мессенджера 4talk Сергей Кравцов. Поскольку Telegram работает не напрямую между пользователями (так называемая технология peer-to-peer, или p2p), а через серверы, то их IP-адреса можно заблокировать, объяснил он.

Другие государства уже боролись с Telegram. В середине июля этого года Telegram был недоступен в Китае из-за того, что им пользовались задержанные полицией юристы, которых обвиняли в организации массовых протестов. В середине октября основатель сервиса Павел Дуров заявлял о перебоях работы Telegram в Иране. Сервис был полностью недоступен в течение двух часов и более недели работал на 50–70%, сообщал он. Иранские власти хотели внедрить в приложение инструменты контроля и цензуры, на что Telegram ответил отказом. Это и вызвало сбои, пишет Дуров. Он сообщал, что работает над p2p-решением, чтобы сервис было невозможно заблокировать, но работа над этим займет некоторое время.

Обещанный Дуровым запуск технологии p2p может исправить ситуацию, но ему придется серьезно менять инфраструктуру сервиса, говорит Кравцов. При этом велика вероятность потерять главное преимущество – совместимость с разными типами устройств, рассуждает он. Кроме того, отказ от серверов может существенно ухудшить качество предоставляемого сервиса.

"Предлагаю запретить слова. Есть информация, что с помощью их общаются террористы", – отреагировал на предложение депутата Дуров. Министр связи Николай Никифоров тоже высказался против идеи депутата о возможной блокировке Telegram. "Блокировать в России Telegram или другой мессенджер за то, что им пользуются террористы из ИГ, – это было бы так же разумно, как, например, запретить в России эксплуатацию автомобилей Toyota, так как они тоже оказались популярными у террористов", – передал он "Ведомостям" через пресс-службу.

В конце августа секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев раскритиковал чиновников за использование иностранных сервисов Google, Yahoo и WhatsApp. По его словам, сейчас "отмечается наличие в информационных системах (органов госвласти) программных средств иностранных технических разведок". На следующий день депутат Илья Костунов предложил ввести ответственность за использование бесплатных иностранных интернет-сервисов при работе со служебной информацией.