Валерий Кодачигов
06.11.2015

 "Евросеть-ритейл" (компания, управляющая розничной сетью) неоднократно допускала просрочку платежей за продукцию Samsung, целый ряд поставленных ей почти за три года (с октября 2012 г. по сентябрь 2015 г.) партий товара был оплачен с существенными задержками.

Это следует из иска "Самсунг электроникс рус компани" к "Евросеть-ритейлу", направленного в Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) при Торгово-промышленной палате (копия есть у "Ведомостей"). В октябре 2012 г. - сентябре 2015 г. Samsung поставил "Евросети" электроники и ПО примерно на 52 млрд руб., следует из иска. "Евросеть" должна была оплачивать отгруженный Samsung товар в течение 60-90 дней. Неустойка (пеня) за просрочку платежа на срок до 14 дней составляла 0,1% в день от стоимости поставки, по истечении этого срока - 0,2%; общие штрафные санкции не должны превышать 5%, говорится в иске. По платежам за поставки, произведенные в течение чуть менее трех лет, "Евросеть" задолжала неустойку в размере чуть более 1,22 млрд руб. и к моменту подачи иска (26 октября 2015 г.) не ответила на претензии Samsung.

Иск подан, подтвердила представитель Samsung Яна Рожкова. Производитель неоднократно обращался к "Евросети" с требованием погасить задолженность по пеням, но не получил ответа, утверждает она. Ввиду того, что на протяжении пяти месяцев "Евросеть" не закупает мобильные устройства Samsung, возникла необходимость юридического вмешательства в преддверии закрытия финансового года, объясняет Рожкова.

Президент "Евросети" Александр Малис категорически не согласен с претензиями Samsung. "Евросеть" уже несколько месяцев не торгует его техникой и давно урегулировала все финансовые вопросы с ним, утверждает он. Все сроки оплат согласовывались с Samsung и это подтверждено документально, говорит Малис. По его словам, Samsung зачастую задерживал бонусы, причитающиеся за продажи его продукции, а "Евросеть" не платила неустойки. После выплаты бонусов происходил взаимозачет, уверяет он.

В сентябре 2015 г. иск к Samsung на 150 млн руб. в МКАС подала сама "Евросеть". Это убыток, который "Евросеть" понесла, выплачивая компенсации покупателям за бракованный товар Samsung, рассказывала тогда представитель "Евросети" Ульяна Смольская. Но этот иск пока оставлен без движения - "Евросеть" до сих пор не пыталась активизировать разбирательство, поскольку Samsung намеревался решить этот вопрос, утверждает Малис.

В июне 2015 г. начался конфликт крупных ритейлеров с Samsung: тогда закупать смартфоны у Samsung прекратила "Евросеть". По словам представителя "Связного" Марии Заикиной, "Связной" прекратил закупки у Samsung в середине июня. Их заморозили также "Вымпелком" и "Мегафон". Сотрудники "Евросети", "Связного" и "Вымпелкома" объясняли этот шаг существенным увеличением доли бракованных смартфонов. В среднем по рынку приемлемый уровень – менее 1%, а у Samsung по отдельным партиям уровень брака превышает 7%, объяснял Малис, добавляя, что вырос и разрыв между выплатой денег покупателям за возврат и гарантийными выплатами производителя.

У "Евросети", "Связного", "Вымпелкома" и "Мегафона" много общего. "Вымпелком" с "Мегафоном" с 2013 г. являются совладельцами "Евросети". А в декабре 2014 г. брат Александра Малиса Олег стал контролирующим акционером "Связного". Спустя несколько месяцев после этого "Связной" возобновил продажи sim-карт "Вымпелкома" и "Мегафона". А продажи контрактов МТС – некогда основного партнера "Связного" – в июне, напротив, прекратились: МТС решила, что, сменив акционера, "Связной" стал намеренно занижать ее долю в продажах.

Качество телефонов не имеет никакого отношения к нынешним событиям, причина отказа части ритейлеров от Samsung – недостаточная доходность продажи его устройств, которая вызвана ценовой войной на рынке, уверял человек, близкий к корейскому производителю. Дело в том, что, уйдя из "Связного", МТС сделала ставку на собственную розничную сеть. Чтобы повысить посещаемость, оператор резко снизил цены на смартфоны, в том числе на Samsung. МТС решила продавать смартфоны по себестоимости, зарабатывая не на их продаже, а на мобильном интернет-доступе, аудитория которого благодаря подешевевшим смартфонам должна расшириться, объявлял оператор в апреле.