Екатерина Геращенко
Анна Афанасьева
Денис Скоробогатько
Анатолий Костырев
14.10.2015

Как стало известно "Ъ", гендиректор крупнейшего рекламного селлера Vi (до недавнего времени "Видео Интернешнл") Сергей Васильев стал партнером ADG Group братьев Григория и Михаила Печерских по проекту модернизации московских кинотеатров.

Инвесторы обещают вложить до 40 млрд руб., чтобы превратить практически ветхие объекты в современные многофункциональные центры для семейного досуга. Это формат социалистического прошлого, сделать его коммерчески успешным будет крайне сложно, предупреждают эксперты.

О том, что господин Васильев стал совладельцем ООО "Эдисонэнерго", сообщил источник "Ъ", знакомый с ситуацией в компании. "Эдисонэнерго", входящее в ADG Group братьев Григория и Михаила Печерских, выкупило в декабре 2014 года у мэрии Москвы за 9,58 млрд руб. 39 кинотеатров общей площадью 166 тыс. кв. м. Вице-президент ADG Григорий Печерский не отрицает причастность гендиректора Vi к проекту развития кинотеатров, но подробности партнерства обсуждать не стал. Сергей Васильев через пресс-службу Vi отказался от комментариев. Знакомый топ-менеджера говорит, что участие господина Васильева вместе с ADG в кинотеатральном бизнесе — его личная инвестиция, не связанная с деятельностью Vi.

В числе приобретенных "Эдисонэнерго" объектов — кинотеатры "Прага", "Варшава", "Будапешт", "Киргизия", "Улан-Батор", "Родина", "Витязь", "Ладога", "Звездный", "София", "Мечта", "Орбита" и т. д. Продажа стала частью реализации городской концепции создания районных центров притяжения, которые должны стать клубами для встреч, семейного, спортивного и культурного досуга. По условиям торгов, треть площадей объектов необходимо сохранить с целью использования для культурно-просветительских целей. В декабре прошлого года Григорий Печерский рассказывал, что реализация этого проекта позволит изменить инфраструктуру спальных районов. Во всех кинотеатрах он планировал оставить функцию кинопоказа, но основную выручку получать от продажи сопутствующих услуг, разрешенных градостроительными документами. На тот момент из 39 купленных кинотеатров 18 были закрыты, девять использовались не по назначению и абсолютно все были признаны ветхими, требующими серьезной реконструкции. Объем инвестиций в проект господин Печерский оценивал в 40 млрд руб. Новые параметры реализации проекта по модернизации кинотеатров в районные центры притяжения в ADG пока не раскрывают.

Недостатков в кинотеатрах в Москве нет. По данным "Невафильм Research" на 1 октября этого года, в Москве и Подмосковье насчитывался 131 кинотеатр на 736 залов. В Movie Research насчитали 106 кинотеатров в столице (данные по итогам 2014 года). Для сравнения: в Санкт-Петербурге их 56, на третьем месте в топ-10 регионов по количеству кинотеатров Свердловская область — 48 кинотеатров. Всего в России 1,128 тыс. кинотеатров.

Гендиректор "Невафильм Research" Олег Березин говорит, что по количеству экранов (5,47 на 100 тыс. человек) столичный рынок близок к насыщению, но проект ADG Group может быть перспективным. "В Москве низко развит формат "кинотеатров у дома", которые смогут привлечь аудиторию старше 45 лет",— пояснил он, добавив, что сейчас самая перспективная аудитория — подростки, родившиеся в 2000-е годы, так как у них есть привычка ходить в кино. По словам исполнительного директора Movie Research Александра Лужина, успех проекта будет зависеть от репертуарной политики.

Сформировать коммерчески успешный многофункциональный досуговый комплекс с кинозалом будет сложно, предупреждает руководитель отдела гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова. "Трудно найти профессиональных арендаторов для центра семейного досуга,— поясняет эксперт.— Детские секции низкомаржинальны и не могут перекладывать расходы на аренду на потребителей, плюс их успех очень зависит от организатора". Она не припоминает ни одного успешного зарубежного опыта по созданию подобных многофункциональных центров. "Это скорее формат, близкий социалистическому государству",— отмечает госпожа Смирнова.