"Связной" и МТС обменялись претензиями
Компания "Связной логистика", управляющая сетью салонов "Связной" в России, подала иск к МТС на 680,8 млн руб., следует из базы данных на сайте арбитражного суда.
Ритейлер пытается взыскать с МТС агентское вознаграждение за контракты, которые он продавал в своих салонах в 2015 г. и деньги за продажу которых оператор выплатил не в полном объеме, объяснила представитель "Связного" Мария Заикина.
Сначала ритейлер обратился к оператору напрямую, чтобы получить всю сумму по договору, говорит Заикина. Однако МТС отказалась платить деньги, сославшись на якобы низкое качество подключений после возвращения в "Связной" "Мегафона" и "Вымпелкома". Ритейлер не согласился с доводами МТС и требует выплату вознаграждения полностью, говорит Заикина.
У МТС есть встречные претензии к "Связному", связанные с низким количеством и качеством подключений к базе МТС через салоны "Связного", говорит представитель оператора Дмитрий Солодовников. Падение началось в апреле 2015 г. (как раз тогда "Связной" снова начал продавать контракты "Мегафона" и "Вымпелкома"). По словам Солодовникова, МТС направила ритейлеру акты о штрафных санкциях примерно на 800 млн руб. Кроме того, МТС еще предстоит оценить последствия причиненных убытков, что может стать предметом отдельных исков к "Связному", добавляет Солодовников.
"Связной" продавал sim-карты МТС лицам без документов, оформлял их на других лиц или распространял карты в других регионах (например, sim-карта, купленная в Москве, предназначалась для салона в Санкт-Петербурге и в итоге абонент тратил деньги на роуминг), знает человек, близкий к крупному сотовому оператору. Внесение в базу данных достоверных и полных сведений об абонентах в первую очередь продиктовано интересами безопасности самих абонентов, отмечает он.
"Связной" знает, что МТС обвиняет ритейлера в нарушении требований к оформлению абонентских договоров, однако оператор не предоставляет полноценных доказательств того, что были нарушения, говорит Заикина. "Связной" неоднократно сталкивался с различными обвинениями в свой адрес со стороны оператора, которые почему-то начали поступать ровно с момента, как ритейлер подписал новые расширенные контракты с двумя другими операторами "большой тройки".
Отношения между МТС и "Связным" осложнились после того, как владельцем ритейлера стал Олег Малис. МТС в прошлом году вела переговоры о покупке "Связного" с его тогдашним владельцем Максимом Ноготковым, но сделка не состоялась. Ноготков объяснял это тем, что в ответственный момент Владимир Евтушенков, основной владелец АФК "Система" (материнская компания МТС), оказался под домашним арестом по делу "Башнефти". А когда он вышел, "Связной" уже сменил владельца. Источники, близкие к МТС, утверждали, что сделка могла бы состояться и без Евтушенкова, но МТС не увидела в ней смысла.
После смены владельца, после почти двухлетнего перерыва, в начале 2015 г. в салонах "Связного" вновь начали продавать контракты "Мегафона" и "Вымпелкома", сокративших продажи в этой сети в 2013 г., после того как МТС заключила со "Связным" крупный и выгодный контракт. После возвращения "Мегафона" и "Вымпелкома" президент "Связного" Майкл Тач подчеркивал: продавать sim-карты этих операторов "Связному" выгоднее, чем МТС. В частности, в отличие от МТС они заплатили ритейлеру аванс за подключение абонентов.
В июне 2015 г. президент МТС Андрей Дубовсков сообщил, что оператор недоволен сотрудничеством со "Связным": с начала 2015 г. подключения в его салонах снизились в 4–5 раз. Спустя неделю компании объявили, что в августе перестанут сотрудничать.
Потеря такого крупного канала продаж, как "Связной", отразилась на МТС: за II квартал 2015 г. абонентская база оператора в России выросла на 0,9 млн абонентов (+1,2%), тогда как конкуренты МТС – "Мегафон" и "Вымпелком", контракты которых продаются не только в их рознице, но и в "Евросети" и "Связном", – отчитались во II квартале о росте абонентской базы квартал к кварталу на 2,7 и 2,6% соответственно.