© ComNews
02.10.2015

Россия вышла на новый уровень технических задач. Так считают участники конгресса "ЭРА-ГЛОНАСС", который состоялся в четверг в Москве. Самые амбициозные из них сформулировал вице-премьер Дмитрий Рогозин: в течение двух лет наладить полный цикл производства компонентов для спутниковой навигации и создать отечественный беспилотный автомобиль. Транспорт - самая перспективная отрасль для развития бизнес-кейсов и новых сервисов с использованием системы ГЛОНАСС. На конференции этому направлению посвятили большую часть времени.

Как сообщил на конгрессе "ЭРА-ГЛОНАСС" заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин, России удалось создать вторую в мире по точности (а в перспективе, возможно, первую) навигационную систему. Сейчас необходимо ликвидировать зависимость от западных поставщиков. И решение, по словам Рогозина, уже есть. "В условиях, по сути, запрета на поставки в Россию радиационно стойкой компонентной базы нашли решение, которое приведет к тому, что мы дальше будем совершенствовать поколение космических аппаратов, которое полностью, уже в ближайшие полтора-два года, перейдет на национальную продукцию, на национальную компонентную базу", - заявил вице-премьер. Сейчас все компоненты для навигационной системы закупаются за рубежом. Как сказал Дмитрий Рогозин, необходимо перенести на территорию России и создать полный цикл производства чипсетов и приемных модулей сигнала ГЛОНАСС.

Вице-премьер также поручил ОАО "ГЛОНАСС" совместно с фондом перспективных исследований заняться еще одним проектом, к которому Россия, как считает Рогозин, уже готова. "Мы должны ставить амбициозные задачи, но вполне решаемые. Надо выходить на беспилотный автомобиль. Мы сейчас достигли уровня разработок, который дает нам возможность уже не мечтать, а приступать к формированию этого проекта", - заявил вице-премьер.

Президент НП "ГЛОНАСС" Александр Гурко оптимизм высшего руководства разделяет. По его словам, технологически в России готовы к серийному производству беспилотных автомобилей, единственное, что сдерживает - нормативно-правовая база. "В этой сфере ситуация очень похожа на ту, что была в навигации несколько лет назад, когда технологии во многом готовы, даже есть уже более-менее понятный потребительский спрос, но нормативная база и техническое регулирование почти полностью отсутствуют", - сказал он. По словам президента НП "ГЛОНАСС", мы стоим на пороге большой революции в автомобилестроении и в управлении дорожным движением в целом. Беспилотные автомобили совершенно по-другому передвигаются, для них нужны другие дороги, другие правила движения, другие нормы ответственности и т.д. Кроме того, есть "узкое место". Развитие беспилотного транспорта невозможно без высокоточного позиционирования и картографии. Эту проблему нужно решить в ближайшее время.

Тем не менее, как считает Александр Гурко, шансы, что через три-четыре года мы будем ездить в таких авто, велики. "Надеюсь, что это будет "АвтоВАЗ", - добавил он. Президент НП "ГЛОНАСС" также сообщил, что в следующем году будет реализовано несколько проектов с беспилотным транспортом.

На мировом уровне создаются альянсы, объединяются автопроизводители, свои проекты активно развивают такие корпорации, как Apple и Google. На стыке высоких технологий и автопрома происходят глобальные изменения, и ГЛОНАСС хочет в этом процессе участвовать. По словам Александра Гурко, свою роль они видят в создании в России экосистемы из разработчиков, поставщиков оборудования, контент-провайдеров, сервис-провайдеров. "Умный" автомобиль, беспилотный транспорт - естественно, мы видим все эти тренды. И уже в части работ, например по "умному" автомобилю КАМАЗ, заложена интеграция с системой ГЛОНАСС", - сказал он.

Еще одно перспективное направление, по которому намерена работать ГЛОНАСС - взаимодействие автомобилей и летающих беспилотников. Доставка грузов, оказание помощи, контроль дорожной ситуации, преодоление сложных участков дороги (бездорожья) - лишь самые очевидные модели применения такого альянса. "Мы сами сейчас плохо представляем, как это будет работать через несколько лет. Но мир меняется и очень быстро. Я думаю, что мы станем свидетелями революционных изменений в области транспорта", - сказал Александра Гурко.

С другой глобальной идеей на конгрессе выступил руководитель направления M2M ПАО "ВымпелКом" Григорий Сизов. По его словам, Connected car - это рынок, на котором сейчас пытаются играть автопроизводители, но там абсолютно новый уровень конкуренции, им приходится играть совсем с другими игроками. Как отметил Григорий Сизов, у компании Apple на конец прошлого года было более 300 тыс. разработчиков сервисов и приложений, количество разработчиков для платформы Google - около 400 тыс. Автопроизводители же консервативны - у каждого свой протокол, свой поставщик блоков, свой поставщик приложений. Открытые платформы, такие как у Apple и Google, у них отсутствуют.

"Мы считаем, что единственный выбор для всех автопроизводителей, чтобы полноценно выйти на этот рынок, - это открытые платформы и глобальные решения, когда одно решение можно будет применять в любой точке мира", - заявил руководитель M2M-направления "ВымпелКома".

Такие открытые платформы должны совмещать сервисы для Интернета вещей и управления SIM-картами. В частности, по словам Григория Сизова, очень перспективна технология разделения счетов на одной SIM-карте. Эксперт пояснил, что автопроизводитель не хочет устанавливать в машину несколько SIM-карт, он хочет поставить одну и забыть. Технология разделения счетов позволяет с одной SIM-карты оказывать коммерческие услуги как самому производителю, так и операторам связи и любым другим сторонним компаниям, которые будут предлагать контент для потребления внутри автомобиля. "Решение должно быть единое для всего мира, это должна быть глобальная SIM-карта, с которой автопроизводитель с одного завода сможет отгружать автомобили в любую точку мира", - сказал Григорий Сизов.

Vimpelcom (головная компания "ВымпелКома") вместе с еще восемью глобальными операторами связи входит в международный M2M-альянс, который активно развивает это направление. "Мы, операторы связи, сильно меняемся под автопроизводителя, создаем отдельные услуги, у нас есть проекты, чтобы этот рынок был открытым и глобальным", - сообщил представитель телеком-компании.

Как отметил директор аналитической службы НП "ГЛОНАСС" Андрей Ионин, сейчас автомобилестроение, возможно, впервые в своей истории натолкнулось на отрасль, которая развивается быстрее, у которой инновационные циклы гораздо короче. "В автостроении цикл смены модели - шесть лет, а у операционных систем - несколько месяцев. Самая большая проблема, как с этим конкурировать. Пока ответа нет", - сказал он.

Аналитик полагает, что инициативу по созданию глобальной открытой платформы однозначно одобрить сложно. "Хотелось бы, чтобы это было так. Но с другой стороны, только в нашей стране на дорогах в год гибнет около 27 тыс. человек. Трудно себе представить, что в автомобиле появится открытая платформа, куда любой может положить сервис, пусть даже после какой-то проверки", - считает Андрей Ионин.