Смартфоны Samsung исчезли из "Евросети", "Связного" и еще ряда магазинов
Два крупнейших российских продавца мобильных устройств – "Евросеть" и "Связной", а также розничные сети их ключевых партнеров – "Мегафона" и "Вымпелкома" уже больше месяца не закупают смартфоны Samsung, рассказали "Ведомостям" сотрудники нескольких ритейлеров.
Например, "Евросеть" приостановила закупки у Samsung около двух месяцев назад, уточнил "Ведомостям" ее президент Александр Малис. Причиной он назвал существенное увеличение доли бракованных смартфонов в поставках Samsung.
"Связной" сейчас не закупает устройства Samsung – ни смартфоны, ни планшеты, рассказывает его представитель Мария Заикина. "Вымпелком" тоже временно приостановил закупку смартфонов и планшетов Samsung в связи с увеличением количества бракованных устройств в поставках, говорит его представитель. Работа с Samsung приостановлена до тех пор, пока не будут решены неурегулированные вопросы между компаниями, заявляет представитель "Мегафона" Татьяна Зверева.
"Брак встречается всегда и всюду, но в среднем по рынку приемлемый уровень – менее 1%, а у Samsung по отдельным партиям уровень брака превышает 7%", – говорит Малис из "Евросети". Модели, к которым претензий особенно много, он не выделяет: доля брака более или менее равномерна по всей линейке устройств. В основном проблемы возникают с программным обеспечением; сервис-центры "Евросети" их исправляют, но преимущественно за свои деньги, объясняет он. Разница между общей суммой, которую "Евросеть" возместила покупателям бракованных смартфонов Samsung за несколько месяцев, и гарантийными выплатами со стороны Samsung, по словам Малиса, уже превышает 180 млн руб. – раньше разрыв был на порядок меньше.
О том же самом рассказывают представители "Связного" и "Вымпелкома". У "Связного" случаи возврата гаджетов Samsung из-за заводских дефектов участились в последние месяцы, причем в отличие от других брендов Samsung в случае ремонта или замены аппарата из-за брака не компенсирует покупателю ущерб, что создает дополнительную финансовую нагрузку на ритейлера, говорит Заикина. Между тем доверие покупателей к розничной сети оказывается подорвано. Количество брака среди устройств Samsung, приобретенных его офисами и салонами "Ноу-хау" в последнее время, – 6–7%, что выше среднего показателя в сравнении с другими производителями, сетует представитель "Вымпелкома".
А хуже всего, что Samsung не реагирует на призывы исправить ситуацию, продолжает Малис. Еще в начале июня "Евросеть", не сумев договориться с российским офисом Samsung, направила ему официальную претензию. По правилам Московского коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате у Samsung есть 60 дней, чтобы решить проблему, – этот срок истекает в начале августа, а ответа до сих пор нет, говорит Малис. Дело придется решать в арбитраже, не исключает он: "Евросеть" не может позволить себе ни игнорировать посетителей, приходящих в ее салоны за смартфонами Samsung, ни торговать бракованным товаром.
В первый месяц после отказа от закупок Samsung "Евросеть" несла потери, поскольку быстро заменить его смартфоны на другой товар было сложно, говорит Малис. Сейчас потерь практически нет.
Смартфоны Samsung – одни из самых надежных на рынке, не сомневается представитель корейского производителя Яна Рожкова. Высокое качество подтверждается минимальным процентом претензий со стороны покупателей (порядка 1% от общего количества проданных телефонов), утверждает она; иногда это в разы ниже, чем у ближайших конкурентов, не говоря уже о производителях второго и третьего эшелонов.
Высокое качество центров разработки, фабрик и тестовых лабораторий Samsung позволяет контролировать весь производственный цикл и быть уверенным в качестве конечного продукта, говорит Рожкова.
С некоторых пор у "Евросети", "Связного", "Вымпелкома" и "Мегафона" много общего. Оба оператора с 2013 г. являются совладельцами "Евросети" (по 50%), а брат Александра Малиса Олег в декабре 2014 г. стал контролирующим акционером "Связного" (выкупив долги основателя "Связного" Максима Ноготкова). Весной 2015 г. "Связной" возобновил продажи sim-карт "Вымпелкома" и "Мегафона", до этого предпочитавших сотрудничать с "Евросетью", а вот продажа контрактов МТС – некогда основного партнера "Связного" – в июне прекратилась: МТС решила, что, сменив акционера, "Связной" стал намеренно занижать ее долю в продажах. Взамен МТС сделала упор на собственную розничную сеть (4251 салон на конец I квартала 2015 г. против 4500 у "Евросети" и примерно 3000 у "Связного"); она резко снизила цены на смартфоны, включая Samsung, напоминает человек, близкий к корейскому производителю. МТС решила продавать смартфоны по себестоимости, зарабатывая не на них, а на мобильном интернет-доступе, аудитория которого благодаря дешевым смартфонам должна расшириться, объявлял оператор в апреле.
Качество телефонов не имеет никакого отношения к нынешним событиям, причина отказа части ритейлеров от Samsung – недостаточная доходность продажи его устройств, которая вызвана ценовой войной на рынке, убежден он.
Вся техника, которую поставляет Samsung, качественная, пользуется спросом у покупателей, уровень возвратов мизерный и постоянно сокращается даже на фоне роста продаж смартфонов этой марки, передал "Ведомостям" директор розничной сети МТС Арвидас Алутис. Проблем с ней нет, недаром Samsung – лидер продаж на российском рынке, говорит он. Странно, что ритейлеры, на которых приходилась значимая доля продаж Samsung в России, внезапно начали испытывать проблемы с вендором после того, как МТС снизила цены на портативную электронику, разводит руками Алутис.
До того как закупки техники Samsung были заморожены, "Евросеть" ежемесячно продавала около 400 000 смартфонов и планшетов этого производителя, знает человек, близкий к компании – партнеру нескольких поставщиков мобильных устройств. Сейчас остатки устройств Samsung на складах "Евросети" мизерны, добавляет он. По оценке "Связного", доля Samsung на российском рынке смартфонов за последние полтора месяца сократилась более чем на 25% (в деньгах).