Владимир Зыков
08.06.2015

В Общественной палате (ОП) хотят разобраться, почему возле метро до сих пор продают SIM-карты операторов связи и как можно помешать правонарушителям вымогать деньги с владельцев автомобилей и выводить их через счета мобильного телефона или платежную систему Qiwi.

Первый зампредседателя комиссии ОП по безопасности Дмитрий Чугунов направил письма директору Росфинмониторинга Юрию Чиханчину и замначальника ГУ МВД по Москве Олегу Баранову, в котором просит взять на контроль расследование таких правонарушений, а также подготовить памятку для граждан, оказавшихся в подобной ситуации.

По словам Чугунова, участились случаи, когда злоумышленники оставляют на стекле припаркованного автомобиля объявление, обещая порезать колеса или поцарапать краску, если владелец авто не перечислит определенную сумму (обычно 1 тыс. рублей) на счет мобильного телефона или на Qiwi-кошелек (как известно, он привязан к номеру сотового телефона).

— Если не реагировать на болезнь, она сама по себе не исчезнет, а начнет распространяться и поражать большее количество людей. Бандиты себя чувствуют в безопасности, поскольку они могут покупать SIM-карты без привязки к паспорту у входа в метро или оформленные на чужие данные реального человека, — говорит Дмитрий Чугунов.

По его словам, у участковых полицейских большой объем работы, в частности бумажной, они не успевают тщательно отрабатывать все дела или формально отрабатывают, а потом пишут отписки по таким делам. Расследование же подобных дел требует больших затрат времени. Получить данные владельца SIM-карты — это длительный процесс, и, пока эти данные дойдут до полиции, преступники уже избавятся от номера. Кроме того, возле метро и в других подобных местах продолжают продавать SIM-карты — при этом их иногда регистрируют на сторонних людей, данные которых есть у продавца. При этом вступившими в силу 1 января 2014 года поправками в закон "О связи" и в Кодекс об административных правонарушениях продажа "симок" с рук вообще запрещена.

— Преступники чувствуют свою безнаказанность, а надо, чтобы чувствовали неотвратимость наказания, — отмечает Чугунов.

По его словам, в ближайшее время, не дожидаясь ответа от МВД и Росфинмониторинга, ОП планирует провести круглый стол, на который пригласит представителей обоих ведомств, а также операторов связи, представителей онлайновых платежных систем, в том числе QIWI, и других заинтересованных лиц, чтобы разобраться, как оперативно пресекать подобного рода преступления.

В частности, Дмитрий Чугунов предлагает запретить использование SIM-карт, не привязанных к паспортным данным, и оповещать абонентов о подключении новой SIM-карты на его паспортные данные. SMS-сообщение должно быть отправлено по всем существующим номерам абонента.

По словам официального представителя компании "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Анны Айбашевой, они призывают всех абонентов требовать корректного заполнения паспортных данных в договоре при приобретении SIM-карт.

— К сожалению, попадаются недобросовестные дилеры, которые могут давать недостоверные данные, например, зарегистрировать SIM-карту на третье лицо, а не на фактического получателя, — говорит Айбашева. — Если мы видим нарушение, то штрафуем дилеров и требуем соблюдения порядка реализации SIM-карт, предусмотренного договором. При неоднократных нарушениях договор с недобросовестным партнером может быть расторгнут.

— Если мы обнаруживаем, что SIM-карта активирована, но договор по ней не заключен, она блокируется, — рассказывает представитель компании "Скартел" (бренд Yota) Лина Удовенко. — По закону предусмотрена возможность получения клиентом информации о зарегистрированных на его паспортные данные SIM-картах. Мы предоставляем нашим пользователям такую информацию. Но мы можем выдать данные только по тем номерам, которые зарегистрированы у нас.

Несмотря на законодательный запрет продавать SIM-карты с рук, некоторые дилеры сотовых операторов продают "симки" на вокзалах или у метро без предъявления паспорта, подтверждает гендиректор аналитической компании Telecom Daily Денис Кусков.

— "Симки" продают на глазах сотрудников правоохранительных органов. Либо они что-то с этого имеют, либо показывают свою несостоятельность в этих вопросах, — объясняет он. — Проблема в отсутствии координации действий всех сторон, которые должны быть заинтересованы в решении вопроса.

Росфинмониторинг, МВД и представители системы QIWI не ответили на запрос "Известий".