Ирина Жаворонкова
Дарья Луганская
Анна Левинская
13.05.2015

Основатель крупного интернет-магазина электроники "Сотмаркет" Всеволод Страх выставил на продажу бренд своего онлайн-магазина. Покупателей ищут среди крупных офлайн-продавцов​

Один из крупнейших интернет-ретейлеров "Сотмаркет" закрывается и распродает бизнес. О том, что основатель компании Всеволод Страх разослал участникам рынка письмо, в котором говорится о закрытии магазина и распродаже бизнеса по частям, РБК рассказали представители двух крупных офлайн-ретейлеров, получившие предложение. Потенциальным покупателям предлагается купить базы клиентов, сам сайт магазина, а также трафик и контент, уточнил один из них.

Сам Страх подтвердил РБК, что компания продает свой бизнес крупному офлайновому игроку: переговоры ведутся с такими гигантами, как "М.Видео", "Эльдорадо" и MediaMarkt (их представители отказались от комментариев). CEO онлайн-платформы "Ютинет", в которую входит "Сотмаркет", Борис Лепинских уточнил РБК, что продается непосредственно бренд "Сотмаркет" и online-магазин. "У магазина огромный трафик — это самое ценное в бизнесе. Именно это мы и продаем, — говорит Лепинских, — конкретной суммы продажи нет, мы ждем предложения с рынка". По данным открытой статистики Mail.ru, на данный момент сайт магазина посещают порядка 80–100 тыс. человек в день, или порядка 750 тыс. — 1 млн уникальных посетителей в месяц.

По подсчетам Data Insight, в 2013 году число уникальных посетителей сайта Sotmarket.ru составляло в среднем 5,85 млн в месяц пр выручке 4,2 млрд руб. (17-е место в топ-30 крупнейших по онлайн-выручке магазинов). Для сравнения, выручка крупнейшего игрока рынка, компании "Юлмарт", составила в том году 21,8 млрд руб. при 7 млн посетителях, "Связного" — 16,15 млрд руб. при 8 млн посетителей, Ozon.ru — 9,2 млрд руб. при 8,1 млн посетителей.

Всеволод Страх создал "Сотмаркет" в 2005 году, когда учился в 11-м классе. Магазин продавал в интернете телефоны, электронику, бытовую технику и аксессуары. Товар приобретался у московских дистрибьюторов и отправлялся заказчикам по всей России.

Спустя семь лет, в 2012 году, в рейтинге ИД "Коммерсантъ" "Сотмаркет" занял третье место среди крупнейших сетевых ретейлеров по обороту и посещаемости: к тому моменту оборот компании вырос в четыре раза, до 4,15 млрд руб., у нее было 492 пункта выдачи и 700 розничных точек в 330 населенных пунктах.

Но прибыли компания не приносила: Страх брал на расширение бизнеса кредиты, а пункты выдачи не окупались. Как писал "Секрет фирмы", в 2012 году от краха компанию спас стратегический инвестор: в августе 2012 года Страх продал контрольный пакет "Сотмаркета" (51%) венчурному фонду IQ One Holdings (находится под управлением инвесткомпании Sferiq Ульви Касимова). Тогда он заявлял "Коммерсанту", что с помощью IQ One Holdings планирует превратить "Сотмаркет" в одного из лидеров интернет-торговли России. Гендиректор сети Enter Сергей Румянцев оценивал сделку в сумму до $50 млн.

В июле 2014 года IQ One Holdings объединил три онлайн-магазина из своего портфеля — "Ютинет", Е96 и "Сотмаркет" на базе операционной компании "Платформа Ютинет.ру". Общий ассортимент компаний составлял на тот момент более 300 тыс. товаров разных категорий, география — около 200 городов, общий оборот компаний за 2013 год — около 9 млрд руб. Старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева на тот момент оценивала возможную стоимость объединенного бизнеса дороже 2 млрд руб.

Источник РБК утверждал, что около 20% акций в объединенной компании получили на двоих Лепинских и Дмитрий Пивоваров (сооснователи E96), еще 20% — Страх, 7% — Михаил Уколов, один из сооснователей "Ютинета". Контролирующим владельцем холдинга остался Ульви Касимов. Все основатели интернет-магазинов получили места в совете директоров объединенной компании.

Представитель одного из крупных игроков на рынке офлайн-ретейла, подтвердивший РБК получение письма с предложением о покупке "Сотмаркета", говорит, что его компания не заинтересована в сделке. Продавцы не раскрывают, как идут переговоры.

Гендиректор "Техносилы" Илья Тимченко оценивает стоимость бизнеса "Сотмаркета" в "несколько десятков миллионов рублей". В онлайн-магазинах холдинга упала посещаемость, потому что на интернет-рынок вышли сильные офлайн-игроки, такие как "М.Видео", объясняет он. Стоимость бизнеса "Сотмаркета" вряд ли превышает $1 млн, оценивает специалист по онлайн-торговле одной из организаций, занимающихся продвижением интернет-компаний. Основатель исследовательского агентства Data Insight Федор Вирин говорит, что сайт компании с таким трафиком, контентом и движком можно оценить минимум в 15 млн руб. Речь идет об оценке только веб-части бизнеса, поскольку обработка заказов, логистика, договоры и взаимоотношения с поставщиками остаются у объединенной платформы "Ютинет", отмечает эксперт.

Страх цифры не комментирует. П​​редставитель IQ-one также отказался от комментариев.

В конце апреля 2015 года стало известно, что "Ютинет" и E96 решили закрыть свой бизнес в Москве из-за высокой конкуренции на рынке, перенести штаб-квартиру в Екатеринбург и сконцентрироваться на развитии бизнеса в регионах на базе Е96.

Московский офис компании закрывается, поскольку конкурировать в Москве и Санкт-Петербурге нет никакого смысла — у бизнеса в этих городах очень низкая маржинальность, объясняет Страх. Региональная инфраструктура "Сотмаркета" перейдет в проект Е96. "Я останусь акционером объединенной компании, но принимать участие в операционном управлении больше не буду и уйду в свободное плавание в поисках новых проектов", — говорит он.