Анастасия Голицына
30.04.2015

Сервис микроблогов Twitter в I квартале этого года увеличил чистый убыток на 22,7% до $162,4 млн (по сравнению с тем же периодом прошлого года), сообщила компания.

Выручка Twitter выросла на 74% до $436 млн. Однако она оказалась меньше собственного прогноза компании ($440 млн) и ниже ожиданий аналитиков, опрошенных Bloomberg: они прогнозировали выручку на уровне $456,2 млн.

Во II квартале ситуация не улучшится: Twitter прогнозирует, что заработает $470–485 млн. Тогда как аналитики ранее прогнозировали, что выручка Twitter вырастет больше – до $538,1 млн. Также Twitter снизил свой годовой прогноз по выручке с $2,3–2,35 млрд до $2,17–2,27 млрд.

Новые форматы рекламы, внедренные Twitter, оказались не очень эффективными, объяснил гендиректор Twitter Дик Костоло. Речь идет о форматах, предполагающих прямой отклик пользователей на рекламу (например, оформление подписки или скачивание приложения). По словам Костоло, эти рекламные форматы пока находятся на ранней стадии развития. Но он надеется, что в будущем такая реклама будет более привлекательной для рекламодателей. Реклама, прежде всего мобильная, приносит Twitter почти 90% выручки. Остальные доходы компании приносит продажа данных.

Инвесторы негативно оценили квартальные результаты Twitter: после открытия торгов на NASDAQ акции компании обрушились на 18%. Но затем ситуация выровнялась – и к закрытию торгов падение котировок составило 2%.

Рекламный бизнес Twitter бросает вызов скептикам, фактически удваиваясь от квартала к кварталу, отмечает WSJ. С момента IPO в сентябре 2013 г. Twitter увеличил объем рекламы и улучшил ее таргетинг. Но инвесторов больше тревожит, по данным WSJ, замедление роста числа активных пользователей Twitter: за квартал их стало больше на 14 млн (до 302 млн). К тому же из-за растущих убытков инвесторы беспокоятся, что компания не сможет хорошо монетизировать свою аудиторию.

Результаты Twitter особенно удивительны, если учитывать, что аналогичные прямые форматы рекламы хорошо работают у других компаний, в частности у социальной сети Facebook, пишет WSJ. Facebook в I квартале 2015 г. увеличил выручку на 42% до $3,5 млрд, хотя и снизил прибыль на 20% до $512 млн. У соцсети выросли расходы на сотрудников, на дата-центры, и она потеряла деньги на укреплении доллара (больше половины выручки компания получает за пределами США).

Facebook удается успешно монетизировать аудиторию, которая в I квартале этого года по сравнению с IV кварталом 2014 г. выросла почти на 4% до 1,44 млрд пользователей. Разрыв между Facebook и Google на рынке интернет-рекламы постепенно сокращается. По данным eMarketer, Facebook в 2014 г. занимал 8% мирового рынка цифровой рекламы, в 2013 г. его доля составляла 6%. Доля Google на этом рынке составила 31%, она незначительно снизилась по сравнению с 2013 г. Весь мировой рынок интернет-рекламы в 2014 г. eMarketer оценивает в $145 млрд.

У Facebook и Twitter абсолютно разные подходы к продаже рекламы, считает управляющий директор Dentsu Aegis Russia Максим Осипов. Facebook – это "интернет в интернете", его пользователи могут фактически не выходить за его пределы, читать новости, смотреть видео, общаться в группах. Кроме того, Facebook покупает сторонние сервисы (например, WhatsApp и Instagram). В результате пользователи проводят в этой экосистеме все больше времени и видят все больше рекламы, рассуждает Осипов. У Twitter более узкая специализация: он заточен на получение актуальной информации репортажного характера, поэтому время пользования у этого сервиса так не растет, указывает он. Впрочем, недавно Google включил платные твиты Twitter в свою систему продажи рекламы DoubleClick, значит, спрос на такой инвентарь у рекламодателей есть, резюмирует Осипов.