Анастасия Голицына
29.04.2015

Консолидированная выручка "Яндекса" в I квартале 2015 г. выросла по сравнению с тем же периодом прошлого года на 13% до 12,3 млрд руб., следует из отчетности компании. Это ниже собственного прогноза компании (+15%) и прогноза аналитиков, опрошенных "Интерфаксом" (+13,6%). Годом ранее, в I квартале 2014 г., выручка "Яндекса" росла почти втрое быстрее – на 36%.

Более того, компания ожидает, что темпы роста ее доходов во II квартале замедлятся еще сильнее – до 9–12%. После публикации отчетности котировки "Яндекса" на NASDAQ снизились вчера на 5,28% к 19.30 по московскому времени.

Доходы "Яндекса" продолжают расти за счет контекстной рекламы (+14% до 11,45 млрд руб. в I квартале), а совокупная выручка компании от медийной рекламы (баннеров) упала сразу на 16% до 0,6 млрд руб. Это уже второй квартал, когда рекламодатели снижают расходы на размещение баннеров на "Яндексе" (включая партнерскую сеть), впервые это произошло во II квартале прошлого года (минус 7%).

"Темпы роста выручки снизились под давлением сложных макроэкономических условий, – объясняет представитель "Яндекса" Ася Мелкумова. – Кризис повлиял на некоторые категории рекламодателей – например, на продавцов автомобилей, компании финансового сектора, продавцов потребительской электроники (это, в частности, повлияло на доходы "Яндекс.Маркета")". Но "Яндекс", по словам Мелкумовой, тем не менее видит рост бюджетов рекламодателей в недвижимости, медицине, строительных услугах и товарах. В сообщении компании приводятся слова ее основателя Аркадия Воложа, который указывает, что число рекламодателей у "Яндекса" выросло.

При этом расходы "Яндекса" росли гораздо быстрее его доходов – сразу в 1,5 раза. Мелкумова объясняет это увеличением зарплат разработчикам и ростом стоимости аренды помещений. В мае 2014 г. "Яндекс" начал платить за аренду дополнительных 18 000 кв. м московского офиса и аренда номинирована в долларах, напоминает она. Прежде компания предупреждала, что будет вынуждена повысить зарплаты разработчикам из-за ослабления курса рубля и высокой конкуренции на рынке кадров.

В результате операционная прибыль "Яндекса" упала на 45% до 1,5 млрд руб., чистая прибыль – на 21% до 2,1 млрд руб. Скорректированный показатель EBITDA снизился на 12% до 3,5 млрд руб., рентабельность по EBITDA – на 8 п. п. до 28,9%.

Помимо "Яндекса" свои результаты за I квартал опубликовала Mail.ru Group: ее совокупная выручка выросла на 7,3% до 9,43 млрд руб., в том числе от рекламы всего на 3,4%. Темпы роста совокупной выручки Mail.ru Group снизились по сравнению с I кварталом 2014 г. более чем втрое: компания тоже объяснила это сложной экономической ситуацией в стране.

Итоги "Яндекса" за I квартал и прогноз компании на II квартал не очень воодушевляют, говорит аналитик "Открытие капитала" Александр Венгранович, но есть и позитивный момент: снижение доли поиска в России пока никак не сказывается на выручке компании. Возможно, реклама на мобильных устройствах Android, где доминирует Google, продается хуже, чем на настольных компьютерах и других мобильных платформах, рассуждает он. Операционный директор "Яндекса" Александр Шульгин на телеконференции с аналитиками также сослался на то, что большая часть рекламы пока продается на десктопах и устройствах iOs. Доля "Яндекса" на Android снижается, признал он.

У "Яндекса" серьезно сократился разрыв между мобильным трафиком и монетизацией мобильного поиска, сообщил на телеконференции с аналитиками Волож. В I квартале 2015 г. доля мобильных запросов в поиске составила 24,5%, а доля мобильной рекламы в рекламной выручке – 20% (в I квартале 2014 г. 18 и 13% соответственно).

Ситуация с расходами у Mail.ru Group в I квартале была лучше, чем у "Яндекса", добавил Венгранович: Mail.ru Group удалось конвертировать выплаты за аренду офиса в рубли по выгодному курсу, тогда как "Яндекс" в прошедшем квартале заплатил за офис по самому невыгодному курсу на конец 2014 г. Во II квартале расходы "Яндекса" на аренду должны снизиться, так как курс рубля по отношению к доллару вырос, говорит аналитик.

Впрочем, финансовый директор "Яндекса" Грег Абовски сообщил, что положительный эффект от укрепления рубля компания увидит лишь в III квартале, однако она будет реинвестировать дополнительные доходы в турецкий рынок и развитие продуктов.