© ComNews
24.04.2015

За прошлый год выручка "МегаФона" от розничной сети увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 18%, до 30 млрд руб.

По словам директора по сервису и продажам ОАО "МегаФон" Игоря Майстренко, компания приступила к созданию собственной розничной сети в 2009 г. "Сегодня "МегаФон Ритейл" является одной из крупнейших российских розничных сетей, работающей в 537 городах страны. Наша собственная розница обеспечивает 34% новых подключений к "МегаФону" и 56% продаж оборудования, выпущенного под маркой оператора. Мы очень гордимся тем, что нам буквально за несколько лет удалось с нуля создать федеральную сеть с высококлассным сервисом", - отметил Игорь Майстренко.

По словам генерального директора "МегаФон Ритейла" Михаила Золотовицкого, за прошлый год общее количество салонов связи компании увеличилось на 8% и составило 2 тыс. точек. "До конца нынешнего года мы откроем еще 57 салонов. Все они будут располагаться в Москве", - сказал Михаил Золотовицкий.

По данным "МегаФона", в 2014 г. продажи смартфонов в розничной сети компании выросли на 35%, а планшетов - на 370%. Число проданных LTE-устройств в прошлом году увеличилось в три раза по сравнению с 2013 г. "В прошлом году, несмотря на резкое снижение курса рубля, нам удалось прирасти по всем основным показателям и увеличить выручку с одного салона на 9%. Как и раньше, в I квартале этого года мы видим рост продаж вендорских смартфонов на 27% и планшетов - на 4%. Главным образом, растет бюджетный сегмент. В частности, смартфоны в ценовой категории до 5 тыс. руб. составили половину продаж. Конечно же, это связано с фокусом клиентов на оптимизацию расходов. При этом мы видим рост интереса к фаблетам - такие устройства позволяют комфортно пользоваться Интернетом и при этом имеют компактный размер", - отметил Михаил Золотовицкий.

В целом выручка "МегаФона" от розничной сети составила 30 млрд руб. Другие операторы не раскрывают выручку от розничной сети. "ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) только на продаже телефонов и оборудования в России в 2014 г. выручило почти 28,8 млрд руб., что на 9,3% выше, чем годом ранее", - подчеркнул в беседе с ComNews руководитель направления по взаимодействию со СМИ МТС Дмитрий Солодовников. На конец 2014 г. розничная сеть МТС насчитывала 4245 салонов, из которых почти 3000 собственные, остальные - франчайзинговые точки продаж. "В планах МТС на нынешней год открыть до 300-400 новых салонов в регионах России, большинство из которых будут универсальными офисами продаж", - добавил Дмитрий Солодовников.

По словам представителя ОАО "ВымпелКом", на конец 2014 г. розничная сеть компании насчитывала 1188 собственных офисов и 112 магазинов "Ноу Хау". "Что касается дальнейшего развития, мы видим качественное улучшение действующей сети за счет ее расширения, а также релокации существующих офисов. Мы планируем поменять локацию примерно 15% собственных офисов и прирасти примерно на 15% по сравнению с 2014 г. Одной из основных задач этого года станет переоборудование собственных офисов на технологические платформы, максимально соответствующие задачам розничной торговли, а также расширение комплексного обслуживания", - подчеркнул в разговоре с репортером ComNews представитель "ВымпелКома".

У "Tele2 Россия" за прошлый год насчитывалось 1,3 тыс. монобрендовых салонов и модулей. "В 2015 г. мы добавим к уже имеющимся около 500 монобрендовых салонов и 100 модулей", - сказала пресс-секретарь "Tele2 Россия" Ирина Рыбакова.

"Развитие собственно розницы - важнейшая задача для операторов в условиях усиления уровня конкуренции. За последние несколько лет операторская мобильная розница существенно потеснила независимую. Число собственных салонов и географический охват операторских розничных сетей сейчас сопоставимы с аналогичными параметрами "Евросети" и "Связного". А брендированные операторские смартфоны и планшетные ПК регулярно попадали в списки моделей - лидеров продаж", - отметил в беседе с ComNews руководитель департамента сотовой связи и цифровых устройств J'son & Partners Сonsulting Евгений Альминов.

По оценкам J'son & Partners Сonsulting, суммарная доля продаж собственных операторских сетей в общих продажах мобильных терминалов в России достигает на текущий момент 25% в штучном выражении. "При этом отметим, что ассортимент товаров и услуг в операторских розничных сетях ниже, чем в крупнейших независимых, так как операторы специализируются, в основном, на продажах мобильных устройств, модемов и контрактов. А устройства продают преимущественно в бюджетном ценовом сегменте", - резюмировал Евгений Альминов.

По словам финансового аналитика ИХ "Финам" Тимура Нигматуллина, с точки зрения количественных показателей, среди сетей монобрендовых салонов однозначно лидирует МТС. "Тем не менее нельзя забывать о том, что "МегаФон" и "ВымпелКом" помимо собственной монобрендовой розницы имеют по 50% в капитале крупнейшего российского мобильного ритейлера "Евросеть", что фактически нивелирует количественное преимущество розницы МТС. Более того, в апреле "ВымпелКом" и "МегаФон" вернулись в "Связной", начав продажу своих SIM-карт и прием платежей за свои услуги. Таким образом, в совокупности каналы продаж "ВымпелКома" и "МегаФона" сейчас, пожалуй, выглядят более эффективными", - отметил Тимур Нигматуллин. Для операторов крайне важен не только показатель числа салонов, но и проникновение монобрендовых сетей по городам. "Данный показатель операторы раскрывают очень неохотно. По моим оценкам, наиболее высок уровень у МТС", - заметил Тимур Нигматуллин.

"Покрытие сети 4G - это конкурентное преимущество. Оно может обеспечить "МегаФону" отрыв от конкурентов в 2015 г., розничные продажи компании могут сохраниться на уровне 2014 г., в то время как у конкурентов не исключено их сокращение на 3-5%", - считает начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко.

"Розничная сеть операторов - это во многом продажи смартфонов и других мобильных устройств, которые стимулируют потребление трафика, - сказала аналитик UFS IC Анна Милостнова. - А это доходы операторов от мобильной передачи данных в том числе. Поэтому эффективность розничных сетей операторов можно сравнить по их результатам в сегменте передачи данных".

"МегаФон" - бессменный лидер в этом сегменте по величине выручки. Однако по итогам 2014 г. темп роста выручки МТС в этом сегменте превысил показатель "МегаФона", традиционного лидера и по темпу роста - 35,9% против 33,2% у "МегаФона". МТС обгоняет конкурента и по числу пользователей услугами передачи данных: 43,5% от общей абонентской базы в IV квартале прошлого года против 39,8% у "МегаФона", - заключила Анна Милостнова.