Телеканалам дали рекламную "волю"
Федеральный закон, снимающий запрет на рекламу у тех платных телеканалов, которые заполняют не менее 75% эфира отечественным контентом, официально вступил в силу. Часть игроков рынка полагают, что эти изменения смягчили, а не ужесточили законодательство, позволив вернуть рекламу на экраны. Представители платных телеканалов, контент которых в основном является зарубежным, пока не торопятся озвучивать отношение к новому закону.
О том, что президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон "О внесении изменения в ст.14 Федерального закона "О рекламе", сообщила пресс-служба Кремля. Изменения приняты в целях поддержки отечественных производителей контента, отмечается на сайте главы государства.
Напомним, что запрет размещать рекламу на платных каналах вступил в силу с 1 января 2015 г. Позже, 27 января 2015 г., Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла поправки в этот документ, разрешающие рекламу на платных кабельных и спутниковых телеканалах, а 28 января изменения одобрил Совет Федерации. Автором поправок выступила депутат Госдумы Ольга Тимофеева.
Согласно изменениям, рекламу можно показывать на платных телеканалах, если не менее 75% своего эфира они наполняют отечественным контентом, или, как определяется в законе, "национальной продукцией СМИ". Под этим термином подразумевается продукция на русском языке или языках народов РФ, которая произведена гражданами России и зарегистрированными в установленном порядке на территории России организациями или по заказу российского СМИ. Кроме того, национальным считается продукт, если российские инвестиции в его производство составляют не менее 50%. Следить за исполнением законопроекта будет Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Игроки рынка видят в произошедших изменениях как положительные аспекты, так и отрицательные.
Президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Юрий Припачкин считает изменения, внесенные в законодательство, позитивными. "Ранее кабельные телеканалы выступили против закона о полном запрете рекламы на платных неэфирных цифровых каналах, и теперь их услышали: законодательство смягчено", - пояснил он. От нового закона выиграют отечественные платные телеканалы, которые смогут получать доходы от рекламы, говорит он. Со своей стороны, иностранные каналы продолжат получать доходы от платной подписки, отмечает он.
"Здравый смысл возвращается", - оценила новый закон генеральный директор телеканала "Дождь" Наталья Синдеева.
"На фоне крайне негативной поправки, принятой в июне прошлого года, подписанные президентом изменения в закон дают некоторый позитив для неэфирных телеканалов. Это лучше, чем ничего", - подчеркнул генеральный директор ЗАО "Первый ТВЧ" Николай Орлов. Тем не менее, по его словам, ситуация далека от той, которую его компании, как участнику рынка, хотелось бы видеть.
Другие игроки рынка, представители телекомпаний, работающих в России и предоставляющих каналы с преимущественно зарубежным контентом (Fox International Channels Russia, Sony Pictures Television Networks Russia, Discovery Channel Russia, медиахолдинг Amedia TV), воздержались от комментариев насчет отношения к новым поправкам, подписанным президентом.
Представитель Disney уточнил, что телекомпания владеет в России бесплатным эфирным каналом Disney. "Этот закон для нас нерелевантен", - пояснил он.
Со своей стороны, генеральный директор Viasat Алексей Кроль отметил, что компания сейчас занимается подробным изучением и анализом этих документов. Что касается российского рынка, то Viasat не только не собирается уходить с него, а скорее, наоборот, планирует увеличить присутствие и продолжит инвестировать средства в развитие платных телеканалов, подчеркивает Кроль. "В 2015 г. мы намерены запустить несколько HD-версий каналов, которые уже есть у нас в формате SD. Мы продолжим развивать онлайн-сервис, который после недавнего ребрендинга получил не только новое название, но и стал более удобным для абонента", - уточнил он планы компании.
Тем временем некоторые телекомпании отреагировали на изменение российского законодательства более радикально. Напомним, 23 января об уходе из России объявил первый крупный зарубежный вещатель Universal Networks International, развивавший здесь каналы Universal Channel и E! Entertainment Television. В сообщении компании отмечалось, что уход с рынка связан с ухудшением экономической ситуации для этих платных телеканалов. Тем не менее работу в России продолжат Universal Pictures и NBCUniversal Television Distribution - кино- и теледистрибьюторские подразделения Universal (см. новость на ComNews от 26 января 2015 г.).
Как ранее сообщал ComNews, в то же время на рынке есть телекомпании, для которых поправки в законодательство не стали помехой. Директор по маркетингу и продажам оператора спутникового телевидения "НТВ-Плюс" Алексей Журавлев отметил, что реклама занимает всего 4% от общей выручки, поэтому компания не заметит ее отсутствия. А генеральный директор телеканала "Дождь" Наталья Синдеева напомнила о модели "а-ля-карт", которой сейчас пользуется компания (см. новость ComNews от 28 января 2015 г.).
В новых условиях российский рынок как эфирного, так и платного телевидения сильно изменится, полагают представители отрасли. На это будут влиять не только изменения в законодательстве, отмечают они.
"Развитие рынка будет зависеть от состояния экономики. Первое, что режут компании в кризис, это рекламные бюджеты", - говорит Наталья Синдеева.
По мнению президента АКТР, изменения на рынке будут серьезными. Количество каналов эфирного телевидения сократится, а число каналов кабельного и спутникового – увеличится, говорит он, связывая эту тенденцию с поведением рекламного рынка.
"Вызывает вопрос рынок рекламы, который продолжает схлопываться. Сокращение количества рекламы на телеканалах первого и второго мультиплексов в 2014 г. составило около 30%. Мы замечаем, что не все крупные рекламодатели в 2015 г. подтвердили контракты с эфирными телеканалами. Если это продолжится и дальше, то у общероссийских эфирных телеканалов будет все меньше средств для оплаты услуг по цифровой эфирной наземной трансляции, предоставленной ФГУП " Российская телевизионная и радиовещательная сеть". В будущем эфирные каналы, у которых рекламный бюджет станет довольно низким, будут переходить на спутниковую или кабельную модель вещания", - рассказал Юрий Припачкин.
Николай Орлов, наоборот, считает, что в ближайшее время замедлит развитие рынок неэфирного ТВ. "В области неэфирного ТВ сейчас невозможно делать прогнозы, так как от момента внесения в Думу новых поправок к базовым законам "О рекламе", "О СМИ", "О связи", регулирующим отрасль, и до подписания их президентом, проходит буквально две-три недели. И нельзя предсказать, какую именно часть того или иного инвестиционного проекта затронет следующая поправка", - недоволен он.
Как ранее рассказывал президент АКТР, в России есть программа развития эфирного цифрового ТВ до 2018 г., но нет программы развития цифрового ТВ как индустрии. "Для отрасли важно, чтобы государство объявило приоритеты в этом направлении, потому что без него трудно представить будущее нашей страны", - подчеркивал Юрий Припачкин.
-
26.01.2015Реклама по национальному признаку
-
28.01.2015Телекомпании критикуют рекламные ходы