26.09.2014

Российско-украинская группа Star Media, один из крупнейших производителей телесериалов, согласовала с московским правительством возведение на юго-востоке столицы кинопавильона на участке 12 тыс. кв. м. Это сравнимо с производственными площадями крупнейшей в стране студии "Главкино". Но из-за экономической ситуации компания пока не может приступить к строительству, а участники рынка сомневаются, что такие площади будут востребованы.

В июне градостроительно-земельная комиссия Москвы, возглавляемая мэром Сергеем Собяниным, одобрила проект строительства кинопавильона в районе Марьино, на юго-востоке столицы, следует из информации на сайте Москомстройинвеста. Сейчас на этом участке расположены два нежилых здания общей площадью 3,768 тыс. кв. м, которые с 2009 года арендуются под складские цели. После реконструкции здесь будет размещен кинопавильон общей площадью 12 тыс. кв. м при высоте 20 м, уточнили в Москомстройинвесте.

Инвестором проекта выступает ООО "Телекомпания "Мостелефильм Дистрибьюшн"". По данным Kartoteka.ru, ее учредителем является кипрская "Телеост Энтерпрайзис", а гендиректором - Алла Орел. Она же возглавляет юридический департамент группы компаний Star Media - российско-украинского производителя и дистрибутора телеконтента. Генеральный продюсер и владелец Star Media Владислав Ряшин подтвердил "Ъ", что группа намерена построить киностудию, но отказался уточнить подробности проекта. По его словам, возведение находится в предпроектной стадии, а его сроки пока не определены из-за сложной экономической ситуации.

Новая киноплощадка потенциально может стать одной из самых крупных в стране. Так, 12 тыс. кв. м сейчас занимают павильоны подмосковного "Главкино" (общая площадь - 33 тыс. кв. м), принадлежащего инвестору Виталию Головачеву (50%), главе "Первого канала" Константину Эрнсту, фонду просвещения "Мета" владельца ФК "Уралсиб" Николая Цветкова (у обоих - примерно по 16,7%), продюсеру Федору Бондарчуку (примерно 11,7%) и гендиректору "Главкино" Илье Бачурину (5%). Более 11 тыс. кв. м павильонов у "Амедиа" Александра Акопова и Леонарда Блаватника, около 10 тыс. кв. м - у государственного "Мосфильма".

Для сериалов не требуется больших кинопавильонов, отмечает гендиректор "Ленфильма" Эдуард Пичугин. Кроме того, в сложной ситуации находится рекламный рынок, а это непосредственно влияет и на перспективы рынка производства контента, добавляет он. Прямо сейчас не лучшее время для строительства киностудии, согласен гендиректор и совладелец "Всемирных русских студий" (RWS, контролируются АФК "Система") Юрий Сапронов. В частности, арендная стоимость съемочных павильонов занижена в связи ослаблением курса рубля, указывает он. По мнению господина Сапронова, если Star Media будет снимать в павильоне собственные проекты, ей, возможно, удастся загрузить будущую студию хотя бы на 50%. "Заявку на согласование могли подать заранее, поскольку процесс занимает не один месяц, а проект - оставить до лучших времен",- предполагает он. Сама RWS в августе 2012 года из-за снижения загрузки закрыла свой кинокомплекс в Москве, занимавший около 12 тыс. кв. м. Сейчас у студии шесть павильонов площадью около 3,7 тыс. кв. м в Санкт-Петербурге, следует из отчета "Системы масс-медиа". "Это только кажется, что 12 тыс. кв. м - это много. Если делать современный павильон в черте города по новому слову техники, он будет загружен",- возражает генеральный продюсер Yellow, Black and White Эдуард Илоян.

По данным KVG Research, крупнейшие федеральные телеканалы ("Первый канал", "Россия 1", НТВ, ТНТ, СТС, "Пятый канал" и РЕН ТВ) в прошлом году показали около 12 тыс. часов премьерного контента российского производства. Его суммарная рыночная стоимость - около 44,3 млрд руб., из которых 58% составили затраты на сериалы и телефильмы. Star Media, по оценке KVG, занимала 15-е место среди крупнейших производителей со 171 часом премьер. Среди наиболее известных проектов Star Media за последние годы - сериалы "Жизнь и приключения Мишки Япончика" (вышел в 2011 году на российском "Первом канале" и украинском "Интере"), "Метод Фрейда" (в 2013 году на "Первом канале" и "Пятом канале"), "Остров ненужных людей" (в 2012 году на "России 1"), а также полнометражная комедия "О, счастливчик!", в 2009 году собравшая около $1 млн в российском кинопрокате.