© ComNews
24.03.2014

Строительство и эксплуатацию волоконно-оптических линий связи на воздушных линиях электропередачи (ВОЛС-ВЛ) обсудили 20 марта участники экспертно-технической сессии на V Международной конференции Transport Networks & Carrier Cloud Russia 2014 в Москве.

Организатором сессии выступило ОАО "Управление ВОЛС-ВЛ".

Обсуждение открыл исполнительный директор Николай Сабинин, рассказавший о переходе от модели оплаты имущественного комплекса несколькими собственниками ВОЛС к модели оплаты средств производства. Он напомнил, что сегодня собственники платят за техническое обслуживание смонтированных оптических волокон пропорционально своей доле в собственности в кабеле.

"Стоимость обслуживания любого волокна в кабеле одинакова и определяется количеством волокон, их протяженностью, географическими условиями", - отметил Николай Сабинин.

При таком подходе затраты на обслуживание определяются количеством волокон в кабеле, принадлежащих оператору. Например, если компании принадлежит 24 волокна в 48-волоконном кабеле, обслуживание которого стоит 1500 руб. за 1 км в месяц, она будет платить 750 руб. в месяц, пояснил Николай Сабинин.

В предложенной модели оптические волокна делятся на задействованные и темные (резервные). Стоимость обслуживания первых предлагается увеличить, применяя повышающий коэффициент, стоимость вторых - уменьшить. Таким образом, если собственник оптических волокон не использует их как средство производства (в составе действующей линии связи), то время аварийного восстановления для него не существенно и стоимость технического обслуживания его волокон должна быть ниже. А засвеченные волокна, по которым оказывается услуга, более чувствительны к возможным обрывам и времени восстановления.

"В данной модели оператор получает возможность приобретать больше волокон, не увеличивая при этом расходы на их содержание, а инвестор, не являющийся оператором, строить кабели большей емкости и продавать волокна в течение длительного времени", - подчеркнул Николай Сабинин.

Вторым докладом на сессии стало выступление заместителя генерального директора по корпоративным вопросам ОАО "Управление ВОЛС-ВЛ" Игоря Норвейшиса, который рассказал о правовых основах размещения ВОЛС на воздушных линиях электропередачи. По его словам, сегодня практика предусматривает несколько документов, которые определяют отношения между собственником линий электропередачи и оператором связи. Это генеральное соглашение, которое регулирует существенные условия будущих договоров и определяет "правила игры", договор на право временного ограниченного пользования воздушной линией, договор доступа к объектам электроэнергетики. Важными документами также являются договор купли-продажи оптических волокон, договор компенсации потерь, соглашение о содержании общего имущества (своеобразный аналог жилищного кодекса) и договор технической эксплуатации.

Игорь Норвейшис обратил внимание, что применяемая ранее практика в отрасли предполагала продажу доли в оптическом кабеле. "Всем это было неудобно, но все считали, что это юридически правильно и в этом меньше рисков признания судом незаконным того или иного договора, - объясняет представитель Управления ВОЛС-ВЛ. – Сейчас мы видим, что сообщество перестроилось и готово покупать отдельные оптические волокна".

Игорь Норвейшис уточнил, что в перспективе возможны поправки в федеральный закон "О связи", согласно которому оптические волокна будут признаны самостоятельным объектом гражданских прав. "Когда это будет принято, мы уйдем от рисков, которые есть сегодня: не надо будет делиться доходом от использования имущества, можно будет продать собственность, не спрашивая согласия других собственников", - пояснил он.

По результатам дискуссии было выработано консолидированное мнение, что принятие соответствующих поправок в закон "О связи" позволит узаконить сложившуюся практику на рынке купли-продажи отдельных оптических волокон, а также устранить правовые коллизии действующего отраслевого законодательства, которые периодически приводят к спорным ситуациям.

На взгляд Норвейшиса, крупные операторы связи хотят убедиться, что ВОЛС на воздушных линиях будут построены за меньшие деньги и в более короткие сроки, чем в земле, а также получат правильное юридическое оформление.

"Электросетевой комплекс находится в высокой степени готовности принять операторов, он делает все возможное, чтобы операторам было удобно, – добавляет Николай Сабинин. – Воздушные линии электропередачи протяженностью свыше 2 млн км – это самая разветвленная инфраструктурная сеть, которая есть в стране, ничего мощнее нет".

По мнению управления ВОЛС-ВЛ, задача XXI века в том, чтобы оптоволоконная сеть дотянулась до каждого пользователя. "Какое бы ни делали оборудование беспроводного доступа, к каждой точке беспроводного доступа должно прийти волокно. Наилучшая инфраструктура для этого – воздушные линии электропередачи: куда приходит электрический кабель, туда может прийти и оптический", - резюмировал Сабинин.