21.01.2014

Мэрия хочет выбрать поставщика услуг, который добавит в устройства совершенно новые функции, например, оплату парковки.

Москва планирует выбрать нового оператора таксофонов и отказаться от услуг компании МГТС, которая имела преференции в этой сфере со времени появления первых устройств. Об этом "Известиям" рассказали в пресс-службе столичного департамента информационных технологий (ДИТ). Власти города уже подготовили проект постановления, который отменяет действующий уже 20 лет порядок установки таксофонов и работы их оператора с городскими службами. В 2014 году власти начнут рассматривать предложения бизнеса по реформированию этой сферы, чтобы выбрать то, которое соответствует современному ритму города. По словам экспертов, новые таксофоны могут предоставлять такие услуги, как доступ к интерактивной карте города, сурдоперевод, возможность оплатить парковку и услуги ЖКХ.

Проект постановления, подготовленный департаментом информационных технологий, отменяет постановление 1994 года. Принятый 20 лет назад документ предписывал органам исполнительной власти Москвы "разрешить государственному предприятию МГТС установку таксофонов в подъездах жилых домов, магазинах, аптеках, театрах, музеях, библиотеках, учреждениях образования, подземных пешеходных переходах, в помещениях и территориях вокзалов". При разработке проектов на строительство жилья и общественных зданий Москомархитектура, согласно отменяемому документу, должна "предусматривать по согласованию с ГП МГТС установку таксофонов в звукоизолированных устройствах".

Как рассказали в пресс-службе ДИТа, МГТС, компания со столетней историей, была оператором московских таксофонов со времени их появления.

— Сейчас форма оказания этих услуг устарела, — отметили в пресс-службе. — Таксофоны не очень востребованы, в том числе потому, что ими часто нельзя воспользоваться, если с собой нет специальной карточки. Между тем развитие связи идет вперед, и, чтобы на рынке таксофонов были новые технологии, там должна быть конкуренция. Правительство Москвы будет рассматривать предложения разных компаний. Предполагается, что таксофоны превратятся в многофункциональные устройства, где будет, например, выход в интернет и разные дополнительные услуги, такие как возможность оплатить парковку или что-то еще.

Между тем у МГТС уже есть несколько десятков таксофонов, которые предоставляют в том числе доступ в интернет и возможность отправить фотографии, сделанные фотокамерой, по электронной почте.

Согласно данным департамента, всего в Москве работает 3032 таксофона. В пресс-службе уточнили, что столичные власти планируют изменить в первую очередь синие таксофоны, которых насчитывается более 2 тыс. Оператором красных таксофонов также является МГТС, но их работу координирует Федеральное агентство связи. Красные устройства предоставляют "универсальные услуги связи": к ним выпускаются специальные карточки, которые одинаковы для всей страны. При этом тарифы по этим карточкам значительно ниже, чем тарифы синих таксофонов.

Как рассказал пресс-секретарь Россвязи Владимир Калинин, качество работы МГТС с красными таксофонами агентство оценивает вполне высоко и менять что-то пока не планирует.

В пресс-службы МГТС сообщили, что рынок таксофонов в Москве и сейчас "открытый и конкурентный, так как любая компания, желающая развить сеть таксофонов, может сделать это беспрепятственно".

— Стоит учитывать, что в общемировой тенденции рынок обслуживания таксофонов убыточен, — сказали в пресс-службе компании. — Москва не является исключением. Поток звонков абонентов по таксофонам ежегодно падает из-за широкого распространения мобильной связи, но убрать их просто так с улиц нельзя — они несут важную социальную функцию. Примерно четверть звонков, исходящих с таксофонов, идет для связи с экстренными службами — МЧС, скорой помощью и полицией".

По мнению генерального директора компании "Санкт-Петербургские таксофоны" Дениса Пустовойта, таксофоны в городах мало востребованы для обычных звонков, однако они действительно часто используются для экстренных вызовов.

— Ежемесячно с таксофонов поступает несколько тысяч звонков в службы экстренной помощи, — сказал Пустовойт. — Однако в целом аппараты экономически оправданы лишь в определенных местах массового скопления людей, где большой процент приезжих, которые не могут позвонить со своего мобильного телефона, например, рядом с вокзалами.

По мнению эксперта, будущими поставщиками могут стать любые компании, которые имеют лицензию на предоставление услуг связи. В то же время Пустовойт полагает, что для западных операторов такой проект интереса не представляет в связи со спецификой российского рынка и высоким уровнем вандализма в городе.

— Главное преимущество таксофонов перед терминалами, установленными на улице, заключается в том, что они могут работать при рекордно низких температурах без дополнительной технической поддержки, а также в случае возникновения стихийных бедствий проводные таксофоны работают на несколько порядков надежнее мобильной связи. Так, например, во время наводнений в Крымске и Хабаровске в ряде случаев люди могли связаться со своими родными только с помощью таксофона, — сказал эксперт. — Если таксофон доработать и сделать его своего рода многофункциональным терминалом, помимо телефонной связи он сможет предоставлять различные услуги, например, возможность оплаты парковки или мобильной связи, доступ в интернет через Wi-Fi и пр.

Главный робототехник фонда "Сколково" Альберт Ефимов полагает, что дополнительной функцией для таксофона может стать навигационная функция на разных языках. Таким образом, москвичи и туристы смогут определить свое местоположение и узнать, какие достопримечательности находятся поблизости.

— Таксофон может стать автоматизированным пунктом предоставления цифровых услуг, — сказал Ефимов. — В него также можно заложить возможность предоставления информации для людей с ограниченными возможностями, таких как, например, сурдопереводчик для глухонемых или голосовая связь для слепых.