Россияне стали меньше смотреть видео в интернете и меньше платить за него
После принятия антипиратского закона россияне стали меньше смотреть видео в интернете и меньше платить за него. Такой вывод можно сделать из исследования Synovate Comcon.
Компания Synovate Comcon попросила 5000 интернет-пользователей рассказать, приходилось ли им в последние три месяца хотя бы раз платить за контент в интернете и какова была средняя сумма платежа (онлайн-анкетирование, возраст — 16-54 года, города с населением от 100 000).
В первом полугодии за контент в сети (софт, музыка, видео, электронные книги и др.) платили 38% пользователей, во втором полугодии — 39%. При этом значительно выросло потребление платных онлайн-игр и софта: 22% — в первом полугодии и 29% — во втором.
А вот доля тех, кто скачивает или смотрит в интернете видео, сократилась. В первом полугодии их было 89%, во втором — уже 82%. Это по России, по Москве соответствующие цифры — 88 и 81% (см. таблицу). Упала и сумма среднего платежа за просмотр и скачивание фильмов — с 400 до 380 руб. по России и с 580 до 280 руб. по Москве.
Эксперт Synovate Comcon по исследованиям интернет-аудитории Евгения Зыкова связывает это с ценовой политикой онлайн-кинотеатров: многие онлайн-площадки комбинировали подписку и плату за просмотр, устраивали совместные акции с операторами связи. Но падение показателей существенно, продолжает Зыкова, свой вклад в него внес и антипиратский закон: нелегальное видео стало менее доступным — и доля смотревших его снизилась.
Антипиратский закон действует в России с 1 августа 2013 г., пока он распространяется только на видео. Благодаря закону обладатели прав на видео получили возможность добиваться от операторов блокировки сайтов с пиратским контентом (для этого требуется постановление суда о предварительных обеспечительных мерах). Управляет процессом Роскомнадзор: он принимает заявления правообладателей, вносит сайты в реестр, уведомляет владельцев сайтов, хостеров и операторов.
Крупные ресурсы вроде "В контакте" и Rutracker.org начали избавляться от нелегального контента. С момента принятия закона в Роскомнадзор поступило 75 обращений правообладателей и 74 определения Мосгорсуда об обеспечительных мерах, говорил в конце декабря руководитель службы Александр Жаров. В 51 случае файлообменники и трекеры удалили незаконно размещенный контент. В 10 при повторном появлении нелицензионного контента провайдеры блокировали доступ к ресурсу. В результате более 40 судебных разбирательств Мосгорсуд вынес 19 решений об удалении пиратского контента, сейчас рассматриваются еще пять дел. Жаров говорит, что ему нравится, как работает закон: блокировка эффективна, интернет-площадки быстро реагируют на обращения.
"Если посмотреть все отечественные премьеры, которые вышли на экран после вступления в силу закона, то ситуация везде одинакова: фильмы появляются — и буквально в тот же день контент становится недоступен, — сказал Жаров ИТАР-ТАСС. — Очевидно, правообладатели связываются с владельцами площадок и говорят: либо судимся, либо удаляйте, и все удаляют". Фильм "Сталинград", например, практически не "пиратировался", отмечает он: "Его только один из файлообменников разместил, но к нам обратились владельцы прав, мы связались с администрацией интернет-ресурса, и через 15 минут фильм был удален. Больше прецедентов не было".
Мнения опрошенных "Ведомостями" участников рынка относительно исследования Synovate Comcon разошлись.
Гендиректора видеосервиса Tvigle Егора Яковлева итоги исследования не удивили. По его мнению, объем потребления видео в интернете сократился именно за счет пиратских источников: "Пиратов стало меньше, пиратского контента — тоже. Закономерно, что пользователи стали меньше платить, ведь многие пираты умудрялись брать деньги даже за нелегальный контент, например, с помощью sms на короткие номера".
"Существенного сокращения потребления пиратского контента пока не произошло, но мы и не ждали революции", — рассуждает президент телекомпании "Амедиа" Александр Акопов. Он считает, что закон работает медленно и эффект от него будет заметен через год-полтора. С выводами исследования Акопов не согласен. По его словам, потребление видео в сети растет, постепенно сдвигаясь в платный сегмент: "Мы видим это по себе".