12.11.2013

"Ростелеком" останется единственным исполнителем работ по развитию проекта "Электронное правительство". Указание продлить контракт с госоператором дал президент Владимир Путин. Минкомсвязи предлагало передать работы по обслуживанию "Электронного правительства" подведомственным ему "Почте России" и НИИ "Восход". По оценкам "Ростелекома", через несколько лет IT-услуги в рамках этого проекта будут приносить оператору 20 млрд руб. в год.

"Ростелеком" с 2010 года эксплуатирует и развивает инфраструктуру "Электронного правительства", инвестировав 4 млрд руб. собственных средств; еще около 5 млрд руб. за это время было инвестировано в рамках госпрограммы "Информационное общество", говорится в письме помощника президента РФ Игоря Щеголева Владимиру Путину от 9 октября 2013 года (копия документа есть у "Ъ"). Еще один аргумент к тому, чтобы сохранить за "Ростелекомом" статус единственного исполнителя,— готовность оператора "перейти через три года на финансирование проекта преимущественно за счет доходов, получаемых от коммерческой деятельности компании в рамках данного проекта". "Модель, по которой коммерческая организация вкладывает средства на возвратной основе в инфраструктурный проект для решения государственных задач, названа в числе приоритетов в вашем бюджетном послании "О бюджетной политике на 2014-2016 годы"",— напоминает Игорь Щеголев в письме.

18 октября 2013 года Владимир Путин ответил на письмо Игоря Щеголева: "С использованием "Ростелекома" в качестве единственного исполнителя согласен. Срок определите вместе с правительством РФ". "Такое поручение дано правительству РФ и администрации президента. Срок обсуждается",— сообщила "Ъ" пресс-секретарь председателя правительства РФ Наталья Тимакова.

Таким образом, Владимир Путин отклонил инициативу по реорганизации "Электронного правительства". Весной министерство, главный распорядитель бюджетных средств по "Электронному правительству", попыталось провести реформу, передав работы по обслуживанию Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и входящих в нее систем в НИИ "Восход", а единый портал госуслуг — "Почте России". В то же время Минкомсвязи контракт с "Ростелекомом" решило урезать, как в объеме работ — до обслуживания серверов и каналов связи, так и финансово — до 1 млрд руб. в год., хотя в 2012 году "Ростелеком" заключил контракты по "Электронному правительству" почти на 4 млрд руб. Этому предшествовали неоднократные критические замечания в адрес бывшего руководства "Ростелекома" со стороны главы Минкомсвязи Николая Никифорова. Министр, назначенный на пост в мае 2012 года, обвинял компанию в завышение цен и в монополизме при развитии "Электронного правительства". А 21 января 2013 года сообщил председателю правительства Дмитрию Медведеву о неисполнении "Ростелекомом" сроков и обязательств при реализации проектов СМЭВ. Градус критики снизился в марте, после смены руководства "Ростелеком", однако Минкомсвязи отказывалось заключать с компанией долгосрочный контракт на прежних условиях. И в августе при корректировке бюджета "Ростелеком" признавал риск потери 3,4 млрд руб. по проекту "Электронное правительство".

Концептуально предложения Игоря Щеголева и Николая Никифорова созвучны — и те и другие направлены на снижение государственных затрат на "Электронное правительство". На вопрос "Ъ", можно ли признать за Игорем Щеголевым аппаратную победу, источник в правительстве ответил так: "Это можно расценивать как лоббистские усилия по конкретной компании". Он также заметил, что этим письмом Игорь Щеголев показал "незнание правил аппаратной работы". "Помощники не пишут президенту по сугубо правительственным делам",— сказал собеседник "Ъ". В Минкомсвязи вчера комментариев не предоставили.

В "Ростелекоме" сообщили, что на созданной инфраструктуре компания может оказывать целый спектр коммерческих услуг. Ранее "Ростелеком" оценивал, что в 2017 году IT-услуги рамках проекта "Электронное правительство" принесут компании 20 млрд руб. (по итогам 2012 года выручка "Ростелекома" составила 321 млрд руб.)