11.10.2013

В начале следующего года "Ростелеком" запустит государственный интернет-поисковик "Спутник", на создание которого уже потратил $20 млн. Но догнать "Яндекс" и Google ему не удастся, считают участники рынка.

В 2014 г. в рунете заработает новая поисковая система "Спутник", которую разрабатывает "Ростелеком", рассказали "Ведомостям" сотрудники нескольких интернет-компаний. Располагаться этот поисковик будет по адресу: sputnik.ru. Сейчас "Ростелеком" активно нанимает разработчиков в крупных компаниях рунета — "Яндексе", Mail.ru Group и Google и др. По словам собеседников "Ведомостей", поисковик доделают через 3-4 месяца и будут продвигать "на государственном уровне" — с помощью установки по умолчанию в органах власти и госкомпаниях.

Представители "Ростелекома" проводят собеседования с разработчиками "Яндекса" и Mail.ru Group, подтвердили источники в этих компаниях. Сотрудник Google сказал "Ведомостям", что о хантинге со стороны госоператора не слышал, но в российской Google почти нет программистов, которые занимаются именно поиском: они все в Калифорнии.

Разработкой поисковой системы занимается компания "КМ медиа", купленная "Ростелекомом" в 2012 г. через дочерний "РТКомм", рассказывают сотрудник интернет-компании и источник в "Ростелекоме". До этого "КМ медиа" входила в холдинг "КМ онлайн", владеющий старейшим порталом рунета km.ru и интернет-энциклопедией "Кирилл и Мефодий". А курирует проект Алексей Басов, назначенный вице-президентом "Ростелекома" весной этого года. Раньше Басов много лет возглавлял систему контекстной рекламы "Бегун". Представитель "Ростелекома" отказался от комментариев.

Поисковик должен быть запущен в I квартале 2014 г., подтвердил "Ведомостям" человек из "Ростелекома". Однако сроки могут быть изменены, как и название. По его словам, поисковый проект существует в "Ростелекоме" около трех лет, но активная разработка идет последние 1,5-2 года. За это время компания инвестировала около $20 млн и проиндексировала примерно половину российского интернета. К новому году рунет будет проиндексирован весь, а вот выход на другие рынки — вопрос будущего.

Идея создания "государственной поисковой системы" появилась в 2008 г. в администрации тогдашнего президента Дмитрия Медведева.

Этот проект давно перестал быть закрытым, сказала вчера "Ведомостям" пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова. Но устанавливаться поисковик будет на добровольных началах, утверждает она. "Ростелеком" не хочет пользоваться административным ресурсом и будет продвигать поисковик рыночными методами, обещает источник в "Ростелекоме": "Мы хотим, чтобы им пользовались обычные пользователи сети". Никакой фильтрации неугодного государству контента в новом поисковике не предусмотрено, утверждает он. Будет лишь обычная защита пользователей от вирусов и других угроз — на уровне конкурентов.

Создание качественной поисковой системы — это такой же масштабный проект, как и, например, проведение Олимпиады, рассуждает представитель "Яндекса" Ася Мелкумова. Планка качества, особенно в России, где много лет конкурирует несколько поисковых компаний, — очень высока. И это не столько вопрос инвестиций, сколько результат системной работы талантливой команды — найти и собрать такую команду очень непросто, крупные компании сами обучают перспективных сотрудников, продолжает она. Поисковые сервисы такого уровня, как у "Яндекса", есть еще у нескольких компаний в мире, и сейчас все крупные игроки развивают машинное обучение и системы распределенных вычислений, персонализацию, компьютерное зрение и речевые технологии, безопасность и региональность поисковой выдачи. Решение сложных задач и двигает развитие поиска и это результат многолетних трудов, резюмирует Мелкумова.

"Не очень верю в успех этой поисковой системы: поиск — технологически емкая разработка. "Ростелеком" раньше не имел опыта в создании интернет-проектов, к тому же это трудный для продвижения продукт, соглашается вице-президент и технический директор Mail.ru Group Владимир Габриелян. Но в любом случае новость о разработке еще одного поисковика является положительной для всех игроков, хотя бы с точки зрения рынка труда специалистов в области поисковых технологий, считает он.

"Яндекс" тратит на развитие поиска $100 млн в год, догнать такой локомотив уже невозможно, говорит топ-менеджер интернет-компании. Тем более что сейчас сложно найти разработчиков, которые умеют делать поиск. Но у госпоисковика могла бы быть своя стратегия развития: например, можно сразу объявить его "чистым" поисковиком без порнографии и другого плохого контента, ориентированным на государственные нужды и привязанным к госуслугам. Поскольку у него и так нет аудитории, то ему будет нечего терять, отказавшись от сомнительного контента, в отличие от уже работающих поисковиков, резюмирует собеседник "Ведомостей".