Минкомсвязи предлагает еще год не проводить конкурсы по выбору универсальных операторов связи
Федеральное агентство связи (Россвязь) сможет без конкурса не более чем на год продлевать контракты на оказание универсальных услуг связи, действие которых заканчивается в 2014 г., следует из проекта постановления правительства, опубликованного Минкомсвязи. По данным министерства, в следующем году истекает срок действия 882 таких договоров.
Это позволит обеспечить оказание универсальных услуг до внесения изменений в отраслевое законодательство, поясняет Минкомсвязи. Эти изменения, в частности, позволят операторам использовать больший, чем сейчас спектр услуг, используя разнообразные абонентские устройства (сейчас, по закону, они оказывают только услуги таксофонной связи и обслуживают пункты коллективного доступа в интернет, ПКД). Кроме того, на базе инфраструктуры универсальных услуг можно будет создать систему оповещения для МЧС России, говорится в пояснительной записке к проекту постановления. Чтобы реализовать эти планы, надо утвердить новые требования к системе универсальных услуг связи — сделать это Минкомсвязи обещает во II квартале 2014 г.
Нормативная и законодательная база для реформы универсальных услуг подготовлена, сейчас в нее вносятся коррективы, объяснил источник, близкий к Минкомсвязи. Летом 2013 г. поправки в закон "О связи", регламентирующие новые правила оказания универсальных услуг, отклонил Совет Федерации, и теперь Минкомсвязи планирует их доработку, объяснил он.
Последние конкурсы на право оказания универсальных услуг прошли в начале 2011 г., а затем контракты с операторами были продлены на два года — до начала 2013 г. В конца 2012 г. мораторий на проведение конкурсов был продлен еще на год.
Минкомсвязи, в частности, предлагает, чтобы, помимо таксофонов, универсальные операторы могли устанавливать многофункциональные терминалы, предназначенные в том числе и для доступа в интернет. Планируется, что универсальными могут быть услуги не только фиксированной, но и мобильной связи. Также предусматривается финансирование государством оказания универсальных услуг, а не возмещение убытков операторам, объясняет представитель Минкомсвязи.
Эти предложения Совет Федерации отклонил в июле 2013 г. Изменения, предложенные Минкомсвязи, по сути отменяют госгарантии равной доступности универсальных услуг для граждан, счел сенатор Юрий Шамкав. Также сенаторы решили, что новые многофункциональные устройства еще надо проверить в опытных зонах. Их скепсис вызвало также предложение выбирать универсальных операторов не на конкурсах, а на аукционах.
Убытки на оказание неприбыльных для операторов социальных услуг связи компенсируются из специального резерва универсального обслуживания, в который все компании связи перечисляют 1,2% выручки. Цель первого этапа реформы системы универсальных услуг — экономия расходов этого резерва, напоминает представитель министерства. Чиновники признают, что операторы вносят в резерв меньше средств, чем выплачивается им в виде компенсаций. Например, в 2011 г. резерв собрал 11,83 млрд. руб., а выплатил более 17,46 млрд. руб., рассказывал "Ведомостям" ранее руководитель Россязи Олег Духовницкий. А в начале октября 2013 г. выяснилось, что Россвязь задерживает выплаты универсальным операторам компенсаций за II квартал: представитель Россвязи Владимир Калинин тогда объяснял задержки несвоевременным перечислением операторами средств в резерв.
Для оператора универсальных услуг предложение Минкомсвязи хорошо, считает представитель крупнейшего в России универсального оператора — "Ростелекома". Пролонгация госконтрактов на год позволит избежать перерыва в их оказании до проведения новых конкурсов, отмечает он.
Универсальные операторы ждут от государства таких правил, которые исключают или хотя бы минимизируют их затраты на установку таксофонов и создание ПКД там, где фактически нет населения и услуги не востребованы, говорит гендиректор компании "Сетьтелеком" (Altegrosky) Сергей Пехтерев. Также стоило бы либерализовать требования к электропитанию объектов связи в местах, где нет надежного электроснабжения, считает он. Это касается и ответственности местных администраций за предоставление помещений для ПКД, иногда в населенных пунктах подходящего дома нет в принципе, отмечает Пехтерев.