23.07.2013

Вчера Московский метрополитен должен был завершить прием заявок на участие в аукционе по созданию WiFi-сети для пассажиров, объявленном в июне 2013 г. Представители метрополитена и московской мэрии не смогли сказать, есть ли заявки. Но большая четверка крупнейших российских операторов — МТС, "Вымпелком", "Мегафон" и "Ростелеком" — не стали их подавать, говорят близкие к ним источники. Представители операторов это подтвердили. Сотрудники МТС, "Вымпелкома" и "Ростелекома" считают участие в аукционе экономически нецелесообразным. Не проявили интереса к конкурсу метрополитена и другие операторы и строительные организации, представителей которых опросили "Ведомости".

Две предыдущие попытки метрополитена выбрать оператора WiFi-сети, предпринятые в начале 2013 г., провалились: желающих заняться проектом не нашлось. Тогда метрополитен предлагал операторам построить заодно с сетью для пассажиров и сеть для технологических нужд метро: победитель должен был потратить на это не менее 1,3 млрд руб., а весь проект опрошенные "Ведомостями" операторы и московские чиновники оценивали в 5-7 млрд руб. Взамен метрополитен обещал операторам скидку по платежам за аренду площадей, а также скидку по единоразовому платежу за допуск сотрудников в перегоны метро — примерно 1/3 от базового тарифа. Но операторы заинтересованы в полной отмене разовых платежей и снижении арендной ставки на 20-30%, рассказывал "Ведомостям" менеджер одной из телекоммуникационных компаний.

Условия нового аукциона не налагают на победителя обязанности строить технологическую сеть. Но на этот раз метрополитен не предложил участникам и никаких скидок или льгот — победитель конкурса должен ежемесячно платить метрополитену за аренду площадей для размещения WiFi-роутеров (стартовая цена — 1348,55 руб. за место без учета НДС), а затем еще бесплатно обслуживать пассажиров, возмущаются менеджеры двух компаний связи. Никакого смысла делать это операторам нет: им интересно развивать в метро параллельно с WiFi платные услуги связи, например сотовой, говорит один из них. А условия, которые предложил метрополитен, позволяют зарабатывать, либо распространяя платный медиаконтент, либо транслируя рекламу на мобильные устройства пассажиров, рассуждает он. Такая схема подошла бы медиакомпании или рекламному агентству, но не компании связи.