Регистрация клиента на сайте не дает права на рассылку SMS-спама
ФАС создала прецедент, оштрафовав компанию English First за рассылку рекламных SMS-сообщений.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) рассмотрела жалобу гражданина на то, что сеть курсов иностранных языков English First присылала ему рекламные SMS-сообщения. Компания попыталась оправдаться тем, что этот гражданин дал согласие на получение рекламных рассылок, когда регистрировался на интернет-сайте компании. Однако ФАС не сочла это убедительным доводом и признала действия English First нарушением закона "О рекламе". Теперь компании грозит штраф 30–40 тыс. рублей, а если она не прекратит эти действия, то до 500 тыс. рублей. Решение ФАС создает прецедент, позволяющий жаловаться на SMS-рекламу людям, неосторожно заполнившими регистрационные формы на многочисленных интернет-сайтах торговых и сервисных компаний.
Заявитель в своей жалобе в ФАС указал, что не давал своего согласия на получение рекламной информации от English First. В то же время, в соответствии с частью 1 статьи 18 закона "О рекламе", распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, мобильной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
Компания на это возразила, что пожаловавшийся гражданин регистрировался на сайте English First и оставлял свою контактную информацию, в том числе номер телефона. А в соответствии с условиями регистрации, зарегистрировавшийся пользователь дает согласие на получение рекламной информации на указанный им номер телефона.
Действительно, при заполнении формы регистрации на сайте компании пользователю предъявляется Соглашение о защите прав и информации. В его первом пункте говорится: "Предоставив Ваши персональные данные на сайте EF English First (далее — Englishfirst.ru), Вы автоматически соглашаетесь с тем, что указанные Вами данные могут быть использованы EF English First или другой организацией EF в информационной и рекламной рассылке".
Однако ФАС посчитала, что такое разъяснение не содержит в себе документального подтверждения того, что именно этот гражданин дал согласие на получение от English First рекламных SMS. Кроме того, ФАС учла, что English First не прекратила рассылки после просьбы гражданина.
На этом основании ФАС посчитала English First нарушившей закон "О рекламе" и предписала прекратить это нарушение. ФАС также рассматривает вопрос о наложении на English First административного штрафа, который составляет для должностных лиц 3–4 тыс. рублей, а для юридических лиц — 30–40 тыс. рублей. Если же English First и после этого продолжит рассылки рекламных SMS без согласия получателя, ей грозит штраф до 500 тыс. рублей.
Представитель сотового оператора МТС Валерия Кузьменко говорит, что жалобы абонентов на рекламные рассылки SMS-сообщений от магазинов, сервисных и других коммерческих компаний не редкость. В таких случаях оператор советует абоненту обратиться в эту компанию и попросить прекратить рассылки. Крупные компании на эти просьбы, как правило, реагируют. Вторая возможность для сотового абонента — заказать у оператора бесплатную услугу блокирования информационных SMS, которая позволяет отфильтровать все SMS информационного характера, сохраняя возможность получения SMS от обычных абонентов.
— Проблема периодического возникновения жалоб на получение рекламных SMS во многом связана с тем, что люди, заполняя различные регистрационные формы на интернет-сайтах или на бумаге, зачастую не читают внимательно того, что в них написано. После таких регистраций они начинают получать рекламные рассылки, которые оператор не имеет права заблокировать на уровне отправителя. Этот вопрос, как и другие похожие проблемы, связан в том числе с несовершенством действующего законодательства, — сказала Кузьменко.
Юристы считают решение ФАС прецедентным. Председатель коллегии адвокатов "Вашъ юридический поверенный" Константин Трапаидзе полагает, что решение ФАС может служить прецедентом для вынесения административных решений по аналогичным делам. Что касается нижестоящих структур ФАС, то они, несомненно, будут реализовывать такой подход. Если же похожие дела будут рассматриваться судами, то там должна возникнуть своя практика, которой суды будут придерживаться, если она найдет поддержку у высших судебных инстанций.
— Если говорить о сути решения ФАС, то регистрационная форма на сайте не позволяет однозначно идентифицировать личность человека, который произвел регистрацию, именно поэтому факт такой регистрации не может служить документальным доказательством согласия конкретного лица на получение рекламных сообщений. Важно еще и то, что попытки отписаться от рассылок ни к чему не привели, а это неправильно: возможность отписаться от рекламы должна работать так же эффективно, как и возможность подписаться на нее, — говорит юрист.