18.01.2013

Роскомнадзор решил вступиться за хостинг-провадйеров и операторов связи. Он предлагает правительству ограничить исполнение закона о так называемых черных списках сайтов исключительно будними днями. Это позволит избежать закрытия интернет-ресурсов в тех случаях, когда провайдер получил уведомление о противоправной информации накануне выходных и не успел принять меры по ее удалению. Из-за этого зачастую добропорядочные сайты к понедельнику оказывались заблокированными.

Роскомнадзор обратился к министру по делам "Открытого правительства" Михаилу Абызову с предложением внести поправку к закону "О внесении изменений в закон "Об информации"", более известный как "закон о черных списках в интернете". В письме (его копия и текст законопроекта есть в распоряжении "Ъ") речь идет об исключении из требований реестра запрещенной информации выходных дней.

Если поправка будет принята, то провайдеры и операторы должны будут убирать запрещенную информацию только в будние рабочие дни, пояснили "Ъ" в Роскомнадзоре. Сейчас сроки реагирования по запросам Роскомнадзора обозначены календарными днями. "И таких историй, когда провайдер хостинга получал уведомление в четверг или пятницу, не успевал принять меры и ресурс подвергался угрозе блокировки по IP-адресу, больше не будет",— рассчитывает официальный представитель ведомства Владимир Пиков. Михаил Абызов вчера вечером был недоступен для комментариев.

С 1 ноября 2012 года вступила в силу часть закона "О защите детей от вредной информации", вводящая реестр запрещенных интернет-ресурсов. Оператором реестра правительство назначило Роскомнадзор. Страница, адрес которой внесен в реестр, должна блокироваться хостинг- или интернет-провайдером до тех пор, пока ее администратор не удалит противозаконную информацию (под определение нелегального контента попала детская порнография, пропаганда наркотиков и информация, побуждающая детей к самоубийству или причинению вреда своему здоровью). По данным Роскомнадзора на 17 января, с 1 ноября 2012 года прислано 24 127 заявок на внесение веб-ресурсов в реестр, отклонено 22 167 заявок, остальные переданы на экспертизу (либо получили решение, либо ожидают). В реестре содержится 1859 записей, с IP-адресами — 204, исключено из реестра — 894 записи.

Из эпизодов с попавшими в реестр и заблокированными веб-ресурсами, согласно обсуждаемой норме, самым громким стал случай с онлайн-энциклопедией интернет-фольклора "Луркоморье". "Наш хостинг-провайдер находится в Голландии, это был выходной день,— объяснял в ноябре представитель ресурса Дмитрий Хомак в эфире РСН.— Вряд ли они читают сообщения на русском, при всем желании они бы не успели его нам переправить за двое суток". Коллизия с рабочими астрономическими днями неоднократно приводила к закрытию добросовестных сетевых ресурсов или к невозможности оперативно отреагировать на запросы Роскомнадзора, поскольку сами запросы направлялись во второй половине дня пятницы, а уже в понедельник ресурсы были заблокированы, указывает директор по связям с госорганами Mail.ru Group Михаил Якушев.

Изменение сроков реагирования по запросам Роскомнадзора с календарных на рабочие дни было одним из основных требований отрасли, говорят в пресс-службе Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). "Они озвучивались на встречах на различных уровнях, где обсуждалось исполнение закона, в том числе и в ходе рабочих встреч и совещаний с Михаилом Абызовым",— отмечают в РАЭК.

Предложение Роскомнадзора поможет небольшим провайдерам, которым сложно нанять дополнительный персонал для работы в выходные, и владельцам сайтов, считает директор по связям с госорганами "Яндекса" Марина Янина. "Но мы надеемся, что будут вноситься и другие корректировки, так как еще остались более важные нерешенные вопросы, например возможность блокировки добросовестных сайтов",— добавляет она. Изменения логичны, соответствуют современной правовой традиции и отвечают здравому смыслу, убежден господин Якушев.

Впрочем, поправка не решает вопросы, которые являются гораздо более важными, например установление четких критериев определения незаконной информации, обращает внимание представитель "Google Россия" Алла Забровская. "Наш опыт показывает, что в ряде случаев признаются суицидальным контентом юмористическое видео или новостные сюжеты",— говорит она.