Алексей Николов, генеральный директор автономной некоммерческой организации (АНО) "ТВ-Новости"
19.09.2012

В интервью корреспонденту "Стандарта" Даниле Шеповальникову генеральный директор автономной некоммерческой организации (АНО) "ТВ-Новости" Алексей Николов опровергает распространенное мнение о пропагандистских задачах телеканала RT (Russia Today) и объясняет, почему канал не может существовать без господдержки.

- Какие каналы производит АНО "ТВ-Новости" и какова территория их распространения?

- Мы производим пять телеканалов: на английском языке – RT (его также часто называют RT English, чтобы избежать путаницы), RT America и RT Documentary, на арабском – Rusiya Al Yaum и на испанском – RT Espanol. Изначально мы ориентировались на англоговорящую аудиторию, поэтому наш первый канал – Russia Today, который теперь называется RT или RT English, – стал англоязычным. Он вещает по всему миру, так как английский почти везде является либо основным, либо вторым языком. И даже там, где он не особо распространен, находится аудитория, которая заинтересована в англоязычном контенте: к примеру, велик спрос на RT на территории бывшей Югославии и даже в России. При желании этот телеканал можно увидеть в любой точке мира, направив антенну на соответствующие спутники. Ареалы распространения остальных каналов напрямую зависят от их языка.

- Перечисленные телеканалы показывают одинаковый контент для всех телезрителей в любых странах?

- Это можно сказать лишь в отношении RT, и то с оговоркой, поскольку, скажем, в России у него есть Prime Time Russia – ежедневный час местного вещания, рассчитанного исключительно на российскую англоговорящую аудиторию. Остальные телеканалы отличаются по содержанию от RT English. Например, для США требуется иной контент и форма его подачи, поскольку независимо от политических взглядов все американцы верят в особую миссию страны и больше интересуются собой, нежели другими. Поэтому в США мы распространяем RT America с контентом, отличным от международного RT English. В арабском мире телевидение тоже устроено несколько иначе, поэтому канал Rusiya Al Yaum нам приходится делать совсем не так, как RT English. RT Espanol также несколько отличается по контенту от RT на английском языке и ориентирован на Испанию, Латинскую Америку и южные штаты США, где велика аудитория испаноговорящих зрителей.

- Что представляет собой канал RT Documentary?

- Это наш единственный не новостной канал, мы запустили его в 2011 году. Идея его создания появилась после того, как мы осознали, что производим достаточно не новостного контента для того, чтобы заполнить им отдельный канал, а также почувствовали спрос на подобный контент. Такие каналы, как National Geographic, Viasat History, History Channel, BBC History и Animal Planet, собирают огромное количество зрителей. Мы попытались сделать похожий проект, но в гораздо большей степени, чем наши новостные каналы, посвященный России, – специально для тех, кто интересуется ее этнографией, историей и географией.

- Как создавался ваш первый телеканал – RT?

- Мы готовили его в сжатые сроки: в 2005 году с принятия в штат первого редакционного сотрудника, главного редактора Маргариты Симоньян, до первого выхода в эфир прошло всего семь месяцев. Изначально планировалось создать телевизионный ресурс, который рассказывал бы "другую историю России", отличную от пропагандистской истории СССР. Это мы сделали быстро, но в процессе работы возникло понимание, что миру в принципе не хватает альтернативного взгляда на любые происходящие события.

Взять, к примеру, крупнейших международных ньюсмейкеров – CNN и BBC. Это две разные телекомпании, с различными культурами и традициями, но когда смотришь их новостную картину дня, кажется, что они делают контент в одном ньюсруме. То же самое можно сказать о Euronews, Sky News, Fox News и прочих зарубежных телекомпаниях. В какой-то момент мы поняли, что при огромном выборе источников новостей, включая Интернет, альтернативы фактически нет. При этом в мире есть много образованных, активно работающих и путешествующих людей с независимым мышлением, которым нужны другие новости. Поэтому начиная с 2008 года мы стали менять контент на новостной в соответствии с тем, что нам кажется наиболее важным и актуальным в мире. После этого на свет появился наш слоган: Question more, который с английского можно перевести и как "задавай больше вопросов", и как "чаще сомневайся в том, что видишь и слышишь". То есть теперь мы предлагаем альтернативный взгляд на весь мир, и этот взгляд востребован.

- Насколько контент новостных телеканалов производства "ТВ-Новости" абстрагирован от России?

- Для нас Россия все равно остается номером один. И хотя мы изменили логотип с Russia Today на RT, для того чтобы сделать его более универсальным, мы не скрываем происхождения компании. Просто в связи с тем, что количество наших каналов выросло – сначала появился канал для арабской аудитории, потом испаноязычный и документальный каналы – мы решили объединить их под единым брендом, и первоначальное Russia Today сократилось до удобной аббревиатуры RT. Так же как British Broadcasting Corporation давно уже именуется BBC, но при этом в ее концепции черным по белому прописана миссия нести в мир британские ценности. Мы не несем в мир русские ценности, но наш взгляд на происходящее в мире – это, безусловно, взгляд из России.

- Правда ли, что телеканал RT претендует на попадание во второй и третий мультиплексы российского цифрового эфирного телевидения?

- Да, мы подали заявку на включение RT во второй мультиплекс. Получится или нет – другой вопрос. Но в России на наш канал есть реальный спрос, вызванный тем, что многие люди, особенно молодые, хотят свободно говорить по-английски. Действительно свободно, а не на том трагическом уровне, который порой дает средняя школа. Причем жители маленьких населенных пунктов хотят иметь такие же возможности, как и жители крупных городов. Лет пять назад телезрители просили у кабельщиков BBC или CNN, а теперь просят RT.

- Каким образом вы создаете контент за пределами России?

- У нас около ­десятка бюро по всему миру, для сравнения: у арабской Al Jazeera – около 80. Самым крупным из наших бюро является вашингтонское, потому что оно производит львиную долю RT America, – там у нас практически организован маленький ньюсрум. Наше типичное зарубежное бюро включает продюсера, оператора и корреспондента, основная же масса сотрудников работает в России. И хотя новости, которые мы освещаем, рождаются в разных местах, но нашим контентом они становятся только после того, как над ними проведена соответствующая редакторская работа здесь, в российском офисе.

- В каких средах распространяются ваши телеканалы за рубежом?

- Мы выбираем способы распространения исходя из того, как лучше добраться до целевой аудитории в каждом конкретном регионе. Например, в арабских странах эфирное и кабельное вещание как таковое отсутствует, зато практически на любой хижине установлена спутниковая тарелка. Чтобы покрыть всю 300?миллионную арабскую аудиторию, нам хватает ресурсов, арендуемых на четырех спутниках. Если говорить о выборе партнеров и условиях работы с ними, то все также зависит от ситуации на локальном рынке. В Индии, к примеру, множество операторов, но нам было принципиально важно добраться до нескольких главных.

Ключевой составляющей нашей сети распространения являются гостиницы определенного уровня по всему миру, поскольку наша аудитория – люди путешествующие. По охвату отелей мы опережаем всех конкурентов: наши каналы доступны более чем в 2 млн гостиничных номеров, и это больше, чем официально заявляет BBC World News. Еще мы доступны через Интернет, в том числе с помощью приложений для всех мобильных платформ. В нынешнем году мы договорились с несколькими вендорами, включая Samsung, LG и Nokia, о том, что их новые мобильные устройства будут выпускаться с нашими предустановленными приложениями.

- С какими основными проблемами вы сталкиваетесь при распространении каналов за рубежом?

- В первую очередь с тотальной нехваткой спутниковой емкости по всему миру. Часто приходится в буквальном смысле слова караулить момент, когда освободится ресурс, с тем чтобы своевременно занять его, опередив конкурентов. Кроме того, в некоторых регионах большие сложности с получением лицензий на вещание. Например, на Украине мы из-за этого доступны лишь в гостиницах.

- Как складываются ваши отношения с зарубежными регуляторами?

- В каждой стране, где распространяются наши телеканалы, мы подчиняемся конкретному регулятору, и нарушение установленных норм грозит потерей лицензии на вещание. Особой строгостью славится британский Ofcom (Office of Communication), курирующий сферу телекоммуникаций и очень жестко регламентирующий, чего не должен делать телеканал. Это касается не только очевидного, например демонстрации порнографии, насилия или политической пропаганды, но и журналистской объективности. У всех каналов есть собственная редакционная политика. Но при этом Ofcom требует соблюдать правила деловой журналистики: при освещении какого-либо события должны быть представлены все участвующие стороны, нельзя делать ничем не подкрепленные утверждения и выводы и так далее. Мы следуем всем этим требованиям, поскольку с точки зрения телевизионной этики нормы Ofcom являются для нас эталоном. И за шесть с половиной лет вещания у нас не было ни одного замечания от них.

- На какие средства существуют ваши телеканалы?

- Основным источником финансирования для нас, как и для других международных информационных каналов, является государственный бюджет. Реалии таковы, что ни один международный информационный канал себя не окупает. Разумеется, государство требует от нас отчета по каждой потраченной копейке, и мы всегда готовы его предоставить.

- То есть вы полностью принадлежите государству?

- У нас нет владельцев, мы существуем в форме автономной некоммерческой организации. Фактически это означает, что над нами нет никого, кто мог бы осуществлять на нас прямое материальное давление. Это очень хорошо воспринимается зарубежными регуляторами и упрощает получение лицензий. Конечно, Госдума может принять решение о прекращении нашего финансирования. Но пока мы работаем хорошо и можем доказать это конкретными цифрами и фактами, нас смотрят по всему миру, и наша аудитория постоянно растет. Я думаю, прекращение госфинансирования нам не грозит.

- Каким образом вы измеряете аудиторию телеканалов за рубежом?

- Единого мирового рейтинга телеканалов не существует, поэтому мы вынуждены ориентироваться на наиболее авторитетные зарубежные исследования. Так, согласно общенациональной британской системе рейтингов BARB, на последней неделе июня нынешнего года телеканал RT занял в Великобритании третье место по объему аудитории после BBC News и Sky News, обойдя каналы Al Jazeera English, Fox News и Euronews. Для нас это значимое достижение. Кроме того, мы регулярно заказываем исследования в интересующих нас регионах у таких компаний, как Nielsen, Synovate Comcon, Kantar Media и TNS Gallup Media.

- Какие из дополнительных источников дохода наиболее существенны для вас?

- Мы неплохо зарабатываем на прямой телерекламе. В последнее время многие российские компании, которым нужно добраться до зарубежной аудитории, стали воспринимать нас как серьезную рекламную площадку. Например, "Аэрофлот" начал в этом году рекламную кампанию по изменению имиджа именно с наших каналов. Кроме того, мы неплохо зарабатываем на Интернете. В частности, у нашей страницы на YouTube около 800 млн уникальных просмотров. А три сайта наших каналов, на английском, испанском и арабском языках, даже в самый неудачный день в сумме набирают не менее полумиллиона уникальных посетителей.

- Не пробовали ли вы зарабатывать на продаже контента?

- Пока большую часть контента мы отдаем бесплатно, используя его в целях самопродвижения. Другие телекомпании могут брать заинтересовавшие их видеоматериалы в различном качестве, включая HD, на нашем портале FreeVideo, причем как готовые сюжеты, которые мы уже использовали в эфире, так и заготовки, которые не были нами смонтированы. На это есть огромный спрос и со стороны небольших каналов с ограниченными ресурсами по производству контента, и со стороны крупнейших деятелей информационного рынка. Что касается продажи контента, в ближайшее время мы запускаем новое полномасштабное видеоагентство с офисом в Берлине. Для него мы специально будем снимать видео и готовить сюжеты. У этого проекта будет свой штат и развитая стрингерская сеть, которая позволит ему получать картинку из любой точки мира. Оно также будет предоставлять ряд новых услуг, которые пока не предоставляет ни одно видеоагентство. И, конечно, в отличие от FreeVideo, продукция этого нового агентства будет платной. Мы прогнозируем высокий спрос на нее, поскольку пока что десятки тысяч телеканалов по всему миру "завязаны" на картинку всего двух видеоагентств: APTN и Reuters.

- Кто, по статистике, забирает больше всего видеоматериалов с FreeVideo?

- Безусловный лидер – телеканал CNN. Помимо него наши сюжеты пользуются большим спросом у германского канала N24 и итальянского RAI, а также у информационных агентств Vietnam News Agency TV, Arab News Agency ANA, Xinhua и Cihan News Agency. Если же оценивать по странам, то больше всего наших материалов скачивают в США, Китае, Турции, Вьетнаме, Германии, России, Египте и Великобритании. Суммарно у FreeVideo более 12,5 тыс. подписчиков из 185 стран мира.

- Каковы ваши планы по развитию телеканалов на ближайшие годы?

- Наша первоочередная цель – запуск полноценного HD-вещания до конца 2012 года. Зачастую то, что рекламируется телеканалами как HD, является либо самообманом, либо обманом инвесторов. Чтобы зрители получили картинку высокой четкости, необходимо обеспечить поддержку HD-сигнала на всех этапах производства и распространения контента. У нас нет на это дополнительного бюджета, но мы понимаем, что необходимо ужиматься, и делать это как можно быстрее. Конкуренция на рынке информационных телеканалов крайне велика. Через год-два люди будут включать телевизор и, видя картинку в стандартном разрешении, переключаться на другие каналы, так же как это когда-то было с черно-белым и цветным телевидением. Но в части регионов мы будем вынуждены параллельно сохранить SD-вещание, что создаст дополнительную ­нагрузку на наши ресурсы.

Справка

Автономная некоммерческая организация (АНО) "ТВ-Новости" создана в июне 2005 года для производства круглосуточного информационного телеканала RT (Russia Today) и его распространения за рубежом. Финансирование "ТВ-Новостей" осуществляется из ассигнований федерального бюджета по разделу "Средства массовой информации" для покрытия расходов на обеспечение международной деятельности и содержание корреспондентских пунктов, производство телеконтента и его доведение до телезрителей, а также на продвижение в России и за рубежом. По данным Министерства финансов РФ, государственная субсидия "ТВ-Новостям" на 2012 год составляет 11 млрд рублей. Для сравнения: ОАО "Телерадиокомпания Вооруженных Сил Российской Федерации "Звезда", на базе которого с 1 января 2013 года начнет вещание АНО "Общественное телевидение России", получит от государства в 2012 году лишь 1,5 млрд рублей.