05.07.2012

Последний чемпионат Европы по футболу собрал в России наименьшее за 10 лет число телезрителей. Но дело не в плохой игре нашей сборной и не в падении интереса к футболу вообще. Просто футбол теперь смотрят не только дома на диване и не только по эфирному телевидению: есть, например, пабы и интернет.

Среднее телесмотрение матчей чемпионата Европы оказалось в России ниже, чем других европейских и мировых футбольных соревнований за последние 10 лет, подсчитало агентство Initiative (входит в рекламную группу ADV) на основе данных TNS. Если матчи этого чемпионата Европы смотрели в России в среднем 12% зрителей старше четырех лет, включивших в этот момент телевизор, то чемпионат 2008 г. - 25%, а чемпионат 2004 г. - 16%. Матч российской сборной с поляками тоже смотрело меньше зрителей, чем самые популярные матчи с участием нашей команды на Кубках мира 2002 и 2006 гг. и на чемпионатах Европы 2004 и 2008 гг.

"Россия попала в слабую группу, и все решили, что команда предсказуемо выйдет из группы, поэтому настоящее шоу ожидали позднее, а потом, очевидно, наступило резкое разочарование после вылета сборной", - интерпретирует результаты исследования заместитель гендиректора Initiative Игорь Перевозчиков.

Интерес к этому чемпионату у болельщиков был изначально ниже, чем к предыдущим соревнованиям такого же уровня, считает главный редактор издательского дома "Индепендент спорт" Станислав Гридасов. "В 2008 г. у сборной впервые появился иностранный тренер, яркий Гус Хиддинк, было ожидание прорыва, потом все затухло, - рассуждает он. - Команда стала унылой, Дик Адвокат закрыл ее от журналистов, которые создавали вокруг нее красивые истории". Хиддинк создавал большую медийную историю о российском футболе, а Адвокату все это публичное внимание не очень интересно, соглашается заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Медников.

Но оценивать популярность чемпионата по цифрам TNS, которая измеряет только рейтинги программ эфирных каналов, неправильно, уверены Гридасов из "Индепендент спорта" и гендиректор агентства спортивного маркетинга "Спорт медиа групп" Сергей Пантелеев: часть аудитории смотрит теперь футбол на кабельных каналах (в этом году ВГТРК впервые показала чемпионат на своих каналах "Спорт 1" и "Спорт 2"), где лучше телекомментаторы; многие предпочли смотреть футбол в барах, ресторанах и специальных фанзонах вместе с друзьями.