25.05.2012

На российском медиарынке сменился лидер - "главная кнопка" страны теперь не Первый канал, а "Яндекс": портал собирает большую аудиторию, чем любой отдельно взятый телеканал.

В апреле "Яндекс" посещало 19,1 млн человек в день, а Первый канал смотрело 18,2 млн человек в день, подсчитала аналитическая компания TNS (аудитория 12-54 лет в городах с населением более 100 000 человек). "Первый" - самый популярный российский канал, он все время был самым популярным медиаресурсом в стране, интернет-портал обогнал его впервые.

"Яндекс", а также Mail.ru почти догнали "Первый" и по недельной аудитории (до результата канала в апреле им не хватило 0,7 млн и 1,2 млн человек соответственно). Самый большой отрыв канала от сайтов - по месячной аудитории: хотя бы раз в месяц "Первый" включает 41,4 млн человек, что на 8,2 млн человек больше, чем пользователей у Mail.ru, и на 8,7 млн - чем у "Яндекса".

Стремительно сокращается и разница между аудиторией всех телеканалов и всего рунета. По оценке TNS, в апреле ежедневно интернетом пользовалось 30,5 млн россиян, примерно на миллион меньше, чем смотрели ТВ.

Главное преимущество ТВ сейчас - длительность смотрения. Тот же "Первый" зрители смотрят больше часа в день, а на "Яндекс" заходят только на 10 минут, указывает TNS.

В 2011 г. выручка "Яндекса" составила 20 млрд руб., НТВ - 20,7 млрд руб., "Первого" - 28,8 млрд руб.; данных по "России 1" нет. По оценке "Видео интернешнл", в этом году телеканалы заработают на рекламе примерно на 10% больше, чем в 2011 г., а "Яндекс" прогнозирует рост выручки на 40-45%. Получается, уже в этом году "Яндекс" заработает больше, чем НТВ, а в следующем, вполне вероятно, обгонит по выручке и "Первый", говорит аналитик "Тройки диалог" Анна Лепетухина.

В 2011 г. рекламодатели отдали на интернет-продвижение 41,8 млрд руб. (на 56% больше, чем в 2010 г.), или почти 16% бюджетов (данные АКАР). На телеканалах, как и прежде, тратится больше половины рекламных бюджетов, падает доля прессы.

"Яндекс" или Mail.ru невозможно сравнивать по эффективности с телеканалами - они не управляют контентом, - категоричен президент АКАР Сергей Пискарев. - Реклама - это коммерческий контент, который хорошо усваивается только среди другого контента. И то, что на "Яндекс" теперь заходит больше людей, чем на "Первый", никак не повлияет на поведение рекламодателей".

Лепетухина соглашается, что восприимчивость к телерекламе у потребителей больше, чем к рекламе в сети. А аналитик "ВТБ капитала" Анастасия Обухова уверена, что сравнивать ТВ и интернет как медиа нельзя - у них слишком разное ценообразование и таргетирование аудитории.

Андрей Брайович, управляющий директор BBDO, с этим не согласен: "Рекламодателю нужен контакт с конкретной аудиторией, и он ищет, где его можно купить больше, дешевле и качественнее. По многим аудиториям, и прежде всего по молодежи, рунет уже очень заметно обогнал ТВ". То, что "Яндекс" обогнал "Первый", пусть и не скажется немедленно на доходах интернет-компаний, но непременно повлияет на распределение рекламных бюджетов в будущем, уверен он.

Согласно стереотипам телевидение прекрасно и ценно тем, что там собирается самая большая аудитория, указывает коммерческий директор "Яндекса" Алексей Третьяков, такие стереотипы влияют на поведение рекламодателей. Интернет-отрасль давно пытается донести до сознания рекламодателей, что социально и коммерчески активное городское население уже давно сидит в интернете.

"Мы не рассчитываем на мгновенное перераспределение бюджетов из-за того, что обогнали "Первый", - говорит Третьяков. - Но надеемся, что благодаря этому факту удастся привлечь внимание рекламодателей к недооцененности интернета".

На медиарынке известно, что руководители федеральных телеканалов участвуют в совещаниях в администрации президента и правительстве по информационной политике. "Яндекс" не имеет регистрации как СМИ, не производит собственных новостей, а только распространяет чужие, пожимает плечами руководитель федерального телеканала: "О какой влиятельности в новостном поле интернет-порталов вообще можно говорить?"

По данным апрельского опроса "Левада-центра", 72% россиян узнают новости из государственных телеканалов, 6% - из частных телеканалов, 14% - из интернета. Но во время президентских выборов штаб Владимира Путина впервые в истории потратил солидную сумму ($1,5-2 млн) на агитацию в сети.