23.05.2012

Google рискует заплатить рекордные €3 млрд за использование своего доминирующего положения в области интернет-поиска в Европе. В 2008 году Microsoft отделалась за монополизм штрафом €899 млн, а Intel - €1,06 млрд.

Еврокомиссия завершила расследование в отношении Google, которое началось еще в ноябре 2010 года. Тогда жалобы операторов сайтов сравнительного поиска цен по товарам и услугам - Foundem (Англия), Ciao! от поисковика Bing, купленного Microsoft в 2008 году, и французской интернет-компании 1PlusV - приобрели официальный статус расследования. Позднее к ним присоединились еще 13 компаний (среди них, в частности, Microsoft, TripAdvisor, Opodo, eDreams), обвинивших Google в манипулировании результатами поиска, чтобы продвигать свою рекламу.

По словам комиссара Евросоюза по антимонопольной политике Хоакина Альмунии, Еврокомиссия направила в адрес Google письмо с требованием пересмотреть подходы к размещению рекламы конкурентов в течение нескольких недель.

У Google, контролирующей в Европе около 90% рынка поиска (за исключением России и Чехии, где сильные позиции у местных "Яндекса" и Seznam), два пути - либо пойти на существенные изменения в своей политике по отношению к другим игрокам на интернет-рынке, либо уплатить штраф. Еврокомиссия имеет право штрафовать компании, которые нарушают правила ЕС, на 10% годовой выручки. В случае Google штраф может составить $3,8 млрд, или €2,9 млрд по текущему курсу (выручка Google в 2011 году - $37,9 млрд, или €28,9 млрд), что станет рекордом. В 2008 году Еврокомиссия оштрафовала Microsoft на €899 млн за неисполнение предписания поделиться с конкурентами исходным кодом серверной операционной системы, а в 2009 году штраф €1,06 млрд был наложен на Intel - компания предлагала клиентам скидки за отказ от использования продукции конкурирующей AMD. Представитель Google Эл Верни заявил, что компания не согласна с выводами Еврокомиссии.

Источник в российской интернет-компании отмечает, что Google все чаще прибегает к неконкурентным действиям, используя свое положение на рынке. В прошлом году в 13-й версии ее браузера Chrome Google исключила возможность для российских пользователей выбирать альтернативный поисковик, оставив свой поиск по умолчанию. В этом году в новой, 19-й версии Chrome компания убрала выбор поисковика по всему миру, напоминает собеседник "Ъ".

198 миллиардов долларов составляла вчера капитализация Google на NYSE

Как показывает опыт Еврокомиссии в сфере конкуренции за последние годы, компании адекватно воспринимают решения регулятора, говорит старший юрист юридической компании Art de Lex Ярослав Кулик. "Наиболее громкие споры идут вокруг результатов поисковых запросов,- продолжает он.- Прокурор Техаса даже требовал раскрытия "секретной" формулы, созданной основателем Google Ларри Пейджем и составляющей основной актив интернет-гиганта".

Некоторые компании подавали и частные иски к Google о возмещении убытков. Например, в январе французский суд по иску Bottin Cartographes обязал Google выплатить €500 тыс. убытков за неконкурентные действия: поисковый гигант обвинялся в устранении конкурентов путем бесплатного предложения картографического интерфейса Google Maps API, напоминает господин Кулик.

Впрочем, гендиректор компании "Ашманов и партнеры" Игорь Ашманов полагает, что решение Еврокомиссии никак не повлияет на бизнес, поведение и развитие Google. "Несколько лет назад Еврокомиссия так же пыталась давить на Microsoft. Но Microsoft как была монополистом, так и осталась",- размышляет он. По мнению господина Ашманова, единственный способ повлиять на политику Google и перестать от нее зависеть - иметь собственный "Яндекс". "А в Европе его нет - и не предвидится",- резюмирует он.

По данным Liveinternet, в России среднесуточная доля Google в мае составляет 26,3%, "Яндекса" - 60,4%.